Константин Острожский

Константин Острожский

Украинский князь, крупнейший после короля землевладелец в Польше и Литве, владимирский староста (с 1550 г.), киевский воевода (с 1559 г.), коронный сенатор (после 1596 г.). На протяжении почти 50 лет Константин Острожский играл значительную роль в политической, культурной и образовательной жизни Украины. Защитник интересов православной церкви и украинских национальных традиций, сторонник культурно-религиозной автономии украинского народа, инициатор создания европейской антитурецкой лиги, борец, с Брестской унией, основатель Острожской академии. При его поддержке напечатана первая полная Библия церковнославянским языком. Которая затем получила название Острожская библия.

Князь Константин Острожский происходил из славной благородной семьи. Его пращуры вошли к истории как храбрые воины и щедрые меценаты – опекуны православных церквей. Основателем рода Острожских считается князь Даниил из династии древнерусских туровських князей Мономаховичей – потомков Романа и Даниила Галицкого. В городе Острог он построил семейную резиденцию. Даниил Острожский прослыл как щедрый меценат православных церквей и монастырей и победитель войска польского короля Казимира.

Родился Константин Острожский в белорусском городе Туров. При крещении был новобрачным Василием, однако в честь отца называл себя Константином. Видя упадок православной церкви, Острожский хотел ее усиления путем объединения с католической церковью, однако не на принципах подчинения первой второй. Князь имел единомышленников и большой авторитет в кругах украинской шляхты, мещан, высшего духовенства. На собор в 1593 г., где обсуждались вопросы создания униатской церкви, Острожский послал собственные «артикулы» – условия, на которых могли объединиться украинская православная церковь с католической. Когда князь Острожский узнал, что переговоры о создании униатской церкви высшие иерархи ведут тайно от украинского общества, он был очень возмущен и предупредил, что от того времени будет бороться против унии всеми силами.

Во время церковного собора в Бресте в 1596 г. князь Острожский был приглашен на заседание православных иерархов, которые решили советоваться отдельно от католического духовенства. На провозглашение унии Православный Брестский собор ответил протестом. Князь Острожский должен был подписать унию только под угрозой лишения собственности. До избрания новых епископов руководство православной церковью было поручено двум духовным и одному светскому лицу – князю Острожскому, настолько большим был его авторитет. Все последующие годы своей жизни князь посвятил борьбе с унией. Ища сильных союзников, он обратился за помощью к протестантам-кальвинистам. Однако сотрудничество этих две конфессий не состоялась.

Князь Острожский прославился и как меценат. В 1572 г. при его содействии была основана школа в родном Турове, в 1577 г. – во Владимире-Волынском, в конце 1570-х годов – в Слуцке и Остроге. Последняя вошла в историю как Острожская академия – первое в Восточной Европе высшее учебное заведение, где преподавали грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию. Современники называли Острожскую академию «волынскими Афинами». Поводом к созданию этого учебного заведения стало желание князя выдать полный перевод церковнославянским языком текста Библии, которого тогда не имел ни один из православных народов и на который можно было бы ссылаться во время полемики с католиками и протестантами.

Острожский на собственные средства снарядил свои доверенные лица к книгохранилищам разных стран разыскивать греческие и славянские переводы отдельных частей Священного писания. В 1581 г. Острожская библия увидела мир, что стало выдающимся событием в истории украинской культуры. Кроме канонического текста, в книгу также вошли изображения княжеского герба Константина Острожского, предисловие, написанное от его имени и стихотворный панегирик в честь князя, автором которого был М. Смотрицкий. Острожская Библия на протяжении 170 годов была наиболее уважаемой у славянских православных народов книгой. в 1663 г. в Москве ее перепечатали, а в 1751 г., во времена императрицы Елизаветы Петровны, текст заново отредактировали в Петербурге профессора-украинцы. Эта редакция, известная как «Елизаветинская Библия», до последнего времени оставалась общепризнанной.

Из других изданий, напечатанных в Острожской академии, следует отметить «Букварь» (в 1578 г.), «Новый завет» (в 1580 г.), «Хронологию» (в 1581 г.), – первый в кирилличном книгопечатании стихотворный календарь важнейших церковных событий, написанный староукраинским языком. За 47 лет своего существования Острожская академия воспитала немало славных деятелей, среди которых, – гетман Петр Сагайдачный, митрополит киевский И. Борецкий и др. Наиболее способных воспитанников князь посылал в европейские университеты для продолжения учебы.

Константин Острожский, его старший брат Илья, их жены, находясь при дворе польского короля, ни в чем не уступали магнатам-католикам, с которыми находились в семейных отношениях, одевались и вели себя в обществе так же, как и все вельможи Речи Посполитой. Прижизненные портреты членов семьи Острожских, судя по копиям, которые сохранились до нашего времени, выполнены лучшими придворными живописцами королей Сигизмунда II. О внешности Константина Острожского наиболее точное представление дает золотая медаль с его изображением, которая в настоящее время сохраняется в музейном собрании Государственного Эрмитажа (Россия). Эта медаль обнаружена в XVIII ст. во время ремонтных работ в Киево-Печерском монастыре.

К сожалению, Константин Острожский стал последним из семьи волынских князей Острожских – поборников православной веры. Его дети приняли католицизм и воспитывались в латинско-польском духе. При их господстве в Остроге постепенно обветшала и в конечном итоге прекратила свое существование славная Острожская Академия.