Мелетий СмотрицкийТалантливый писатель, ученый-филолог, языковед, один из основоположников отечественной славистики, эрудит, человек европейского образования, церковный и образовательный деятель. Мелетий Смотрицкий родился на Подолье в местечке Смотрич в небогатой православной семье. Его отец, Герасим Смотрицкий, был первым ректором славного учебного заведения – Острожской академии, известным писателем и поэтом, автором первой печатной в Украине полемичной книги, «Ключ царства небесного» (в 1587 г.). Смотрицкий активно участвовал в редактировании и издании знаменитой «Острожской библии» (в 1581 г.) и написал к ней предисловие от имени князя Константина Острожского.

В Острожский академии получил образование и молодой Милетий Смотрицкий. Свою учебу в 1594-1600 гг. способный юноша продолжил в иезуитской коллегии города Вильно в польских и немецких университетах. Там он ознакомился с идеями Реформации и стал последователем протестантского идеолога М. Лютера. Учась за рубежом, Смотрицький также имел возможность ознакомиться с произведениями античных философов и писателей эпохи Возрождения, выучил несколько языков, получил ученую степень доктора медицины, благодаря чему стал одним из самых образованных людей в свое время.

Вернувшись в 1604 г. на родину, Смотрицкий поселился под Минском, в семье своего товарища по учебе князя Соломирецкого, и сразу активно включился в полемику, которая развернулась в тогдашнем обществе, стал на защиту украинской православной церкви, которая испытывала притеснения со стороны униатских теологов. К последним Мелетий Смотрицкий, в отличие от большинства украинского православного духовенства, не чувствовал ненависть. Человек европейского образовательного уровня, он не чуждался общения с представителями униатской и католической церквей, дискутировал на религиозные темы.

В 1615-1618 гг. Смотрицкий преподает церковнославянский язык и латынь в Киевской братской школе, он избран одним из первых ее ректоров. В 1616 г. староукраинским (народным) языком издает книгу «Евангелие учительское», посвятив ее своему товарищу князю Соломирецкому. В 1618 г. Смотрицкий вернулся в Вильно и принял монашескую схиму под именем Мелетий. Смотрицкий вошел в историю украинского языкознания как знаток разных языков и автор нескольких школьных учебников. В 1615 г. в Кельне он опубликовал грамматику греческого языка. В 1617–1620 гг. Смотрицкий составил «Лексикон» (словарь) церковнославянского и греческого языков, принял участие в создании «Букваря языка славянского» (в 1618 г.). Вершиной языковедческой научной деятельности Смотрицкого стала «Грамматика словенская» (в 1619 г.). В историю эта книга вошла как грамматика Мелетия Смотрицкого.

В 1620 г. патриарх Феофан, который возвращался из Москвы в Иерусалим, при содействии казацкого гетмана Петра Сагайдачного рукоположил в Киеве Мелетия Смотрицкого на православного архиепископа Полоцкого, епископа Витебского, и Мстиславского. В то же время православным митрополитом Киевским и Галицким было высвячено И. Борецкого. После заключения в 1596 г. верхушкой украинского духовенства Берестейской унии не осталось православных церковных кормчих – старые иерархи поумирали, а новых некому было ввести в сан. Такое положение возмутило православное сообщество, ведь люди не могли посещать собственные храмы и выполнять обряды венчания, крещения, исповеди, и тому подобное. Обряд «рукоположения» Феофаном нового православных митрополита и епископов означал, что в 1620 г. фактически была возобновлена украинско-белорусская церковная иерархия. Белорусская епархия встретила своего владыку с уважением и радостью. Проповеди Смотрицкого собирали большие толпы мирян, которые потом по всей Беларуси разносили содержание его проповедей, направленных против униатской церкви.

Однако покровитель унии, король Сигизмунд, не утверждал новых православных епископов и митрополита, осудил действия патриарха Феофана, а епископов приказал схватить и привлечь к судебной ответственности. Лично против Мелетия Смотрицкого король в 1621 г. выдал три грамоты. В то же время Смотрицкого преследовали и духовные униатские власти – трижды вызывали Мелетия на суд, на какой он не появился. В ответ на репрессии, грозные правительственные универсалы Смотрицький выдал ряд написанных с большим литературным талантом произведений, в которых защищал возобновление православной иерархии, опровергал обвинение католическо-униатского лагеря по адресу православной церкви.

Во избежание раздора и кровопролития, Смотрицький решил примирить сторонников двух религиозных конфессий – православных с униатами, и таким образом достичь единства между русинами. Он едет в Киев на совещание с И. Борецким и П. Могилой, которых к этому считал своими единомышленниками; вместе с митрополитом Борецким в 1623 г. отправляется на сейм в Варшаве, где они напрасно добиваются утверждения новых православных епископов; в 1624 г. путешествует в Константинополь, Палестину, Египет. Весной в 1626 г. Мелетий Сморицкий вернулся в Киев. Однако православные владыки, ввиду ненависти к униатской церкви со стороны православных мещан и запорожских казаков, в этот раз были категорически против примирения с униатами и осудили Смотрицкого, которого еще недавно так пылко поддерживали. В 53-летнем возрасте Смотрицкий очутился в тупике: православная киевская митрополия поддала его осуждению, а к белорусской епархии путь был закрыт через гонение со стороны королевского правительства.

И тогда Смотрицкий, который вся сознательная жизнь боролся с наступлением унии на православие, перешел в униатскую церковь, отрекся от своих полемичных произведений. Вскоре папа Урбан VIII предоставил Смотрицкому титул Иерапольского архиепископа. Однако, даже отрекшись от православия, Смотрицкий не оставлял надежду примирить украинцев-униатов с украинцами-православными. В 1628-1629 гг. он выдает несколько книжек, в которых оправдывает свой поступок и агитирует за унию и созыв собора для примирения враждующих украинских церквей. Очутившись среди униатского духовенства, с взглядами которых всю жизнь боролся, оставленный старыми друзьями, больной, Милетий Смотрицький после 1629 г. уже не написал ни одну книгу. Умер Смотрицкий 1633 р, архимандритом Дерманского монастыря, где и был похоронен.

Предлагаем цитовир 3 для лечения вирусных заболеваний .