Петр Могила

Петр Могила

Митрополит киевский и галицкий. Выдающийся политический, образовательный, церковный деятель. Основатель первой в Восточной Европе православной Киевской коллегии. Автор свыше 20 полемичных проповедей, ряда книг. Меценат, канонизованный православной церковью. Петр Симеонович Могила происходил из семьи властителей Молдовы и находился в семейных отношениях со многими польскими магнатскими семьями: Потоцкими, Вишневецкими, Корецкими но др. Род Могил имел большие поместья на Подолье и Киевщине.

В результате дворцовых интриг отец Петра Могилы был отравлен в 1607 г., а сам он с матерью, венгерской принцессой Маргарет, переехал в Западную Украину. Благородный и образованный, Петро Могила мог бы сделать блестящую светскую карьеру как молдавский воевода и магнат, однако вопросом православной веры в семье уделяли немало внимания. Его отец, член Львовского церковного братства, собственными средствами построил во Львове Пятницкую церковь, которая получила название Валашской (Молдовской). Двоюродная сестра Петра Могилы, Раина, была учредительницей нескольких православных украинских монастырей.

Свою карьеру Петро Могила начал в возрасте 20 лет на службе у польского короля Сигизмунда III как предводитель отряда всадников, которые принимали участие в Хотинский войне в составе кавалерийского корпуса коронного гетмана С. Жолкевского. В 1622 г. Петро Могила в первый раз приехал в Киев, где завязал дружеские отношения с митрополитом И. Борецким, который позже стал его духовным наставником.

В возрасте 26 лет, в 1625 г., Петр Могила принял схиму и стал ученым-богословом, который без конца отдал себя служению Богу. В 1627 г. его избрали архимандритом Печерского монастыря, и с того времени он активно участвовал в церковных соборах. В стенах Печерской обители Петр Могила составил «Литургиярион» («Служебник»), обсужденный на церковном соборе в 1629 г. и провозглашенный обязательной книгой для каждого православного священника. Сравнительно с подобными книгами XIV–XVI ст. «Служебник» был самым подробным. В нем приведены тексты литургии и других церковных служб; исправлены ошибки, допущенные в предыдущих изданиях; включены обычаи, присущие лишь украинской православной церкви.

Петр Могила возглавил православную делегацию, которая должна была добиваться легализации украинской православной церкви на сейме Речи Посполитой в 1632 г. при избрании нового короля Владислава IV. Там Могила был избран на митрополита киевского и галицкого. Однако, Киевскую кафедру на это время занимал И. Копинский, которого поддерживало запорожское казачество. Это был один из православных иерархов, введенных в сан в 1620 г. при содействии гетмана Петра Сагайдачного. Поэтому Копинский считал себя единственным законным митрополитом и не покорился решению сейма. В ответ Петро Могила, который выделялся решительным характером, приказал силой вывезти старого митрополита из его резиденции – киевского Михайловского монастыря, к Печерской обители и держать там под домашним арестом, пока он не отречется от кафедры. После этого Копинскому было разрешено вернуться к Михайловскому монастырю, где он был настоятелем. Враждуя с Петром Могилой, И. Копинский вредил его репутации, распространяя среди православного духовенства слухи о том, что новый митрополит тайно перешел в унию.

В 1646 г. был выдал знаменитый «требник Петра Могилы», который приводит описание служб частного характера, в частности таких, которые отличаются от российских: освящение нового дома, скота, колодца; молебны по поводу неурожая, болезни, путешествия, началу учебы и тому подобное. «Требник Петра Могилы», значение которого не уменьшилось доныне, базировался на огромном количестве обычаев украинского народа; немало из которых были подобны обычаям католической церкви и не сохранились в других православных церквях. Через несколько лет православное духовенство обвинило Петра Могилу в том, что он вроде бы внедряет католические обряды в православной службе Божьей.

Идейный борец за православную церковь, Петра Могила не гнушался никакими, даже достаточно жесткими, методами. Да, монахов, неудовлетворенных его руководством как архимандрита Киево-Печерского монастыря, он отправлял на расправу запорожцам, вроде бы изменников. Стремясь подчеркнуть исконное православие Киева, надеясь вернуть ему роль столицы православного мира, Петро Могила заботился о возрождении давних храмов. Особенно уважал киевские церкви, построенные древнерусским князем Владимиром Святим – крестителем Руси, что по значению для церкви приравнивался к апостолам. Чтобы отобрать у униатских священников Десятинную церковь, Петр Могила в 1636 г. во главе вооруженных слуг захватил храм и после разборки старого деревянного сооружения приказал построить новую кирпичную церковь.

Однако этим планам при жизни митрополита не суждено было завершиться, и Могила в 1646 г. в завещании назначил на достройку храма 1000 злотых. Перед началом строительных работ он приказал исследовать остатки древнерусской Десятинной церкви, построенной на этом месте в X ст. и разрушенной в 1240 г. монголо-татарами. Во время раскопок (какие можно считать первыми археологическими исследованиями в Украине) в усадьбе Десятинной церкви митрополит обнаружил мощи святого князя Владимира, которые с надлежащим почетом были перенесены к Успенскому собору Киево-печерского монастыря. Этот монастырь при жизни Петра Могилы был отреставрирован, пещеры приведены в порядок и отворены для паломников, а численность монахов выросла до 800 лиц.

Могила умер в ночь на 1 января в 1647 г., на 50-ом году жизни, завещал своему детищу – Киевской коллегии – собственные библиотеку, дом, несколько дворов на подоле, все движимое имущество и 80 тысяч злотых. Петр Могила был похоронен в кирпичном склепе под полом Успенского собора Киево-Печерской лавры. Во время немецкой оккупации Киева в 1941 г. Успенский собор был уничтожен взрывом, поэтому лишь в 1982 г. научные работники обнаружили две изувечены серебряные пластины с надписями от гроба Петра Могилы с гравируемым изображением его благородного герба.

.