Пилип Орлик

Пилип Орлик

Гетман Украины в изгнании. Борец за свободу и независимость Украины. Политический деятель, дипломат. Автор первой украинской Конституции. После полтавского поражения гетман Иван Мазепа вместе с шведской армией был вынужден уйти в изгнание. Украинские эмигранты с разрешения турецких властей поселились в городе Яссы (в настоящее время в составе Молдовы), на территории Османской империи. Среди них были самые выдающиеся представители украинской казацкой элиты, в частности племянник и единственный наследник Мазепы А. Войнаровский и писарь Войска Запорозького Филипп Орлик, посвященный во все тонкости тайных переговоров Мазепы с Карлом XII.

Сразу после смерти Мазепы осенью в 1709 г. началась борьба среди казацкой старшины за политическое наследство гетмана. Выбор старшины и поддержка шведского короля пали на генерального писаря Пилипа Орлика – возможно, самого умного и, безусловно, самого образованного среди сторонников Мазепы. Когда украинские эмигранты обратились к Пилипу Орлику с предложением возглавить украинскую эмиграцию, он воспринял это без энтузиазма. Ведь судьба изгнанников была безотрадной, а гетманство могло лишь осложнить положение человека, который бы за это взялся. К тому же Пилип Орлик не без основания боялся, что расходы на правительство исчерпают то небольшое количество драгоценностей из казначейства, которое ему удалось сохранить от врагов. Под давлением Карла XII Войнаровский выделил Пилипу Орлику из сокровищ, которые Мазепа привез в изгнание, 3 тысячи дукатов на покрытие некоторых гетманских расходов. Осознавая ограниченность выбора и боясь розгнівати короля, он неохотно согласился на гетманство.

Пилип Орлик получил начальное образование в Виленском иезуитском коллегиуме и Киево-Могилянской академии. В Академии Орлик совершенствовал свои знания латыни, поэтики, стилистики, риторики и логики. Его стихотворения были такими ловкими, что их помещали в академическом сборнике поэзии, где печатались произведения таких светил как С. Яворский и Феофан Прокопович. Успешно завершив учебу, Пилип Орлик получил возможность сделать карьеру в Киеве. В 1693 г. он занял свою первую должность – секретаря консистории киевского митрополита; потом переехал в Полтаву и работал в гетманской канцелярии.

5 апреля в 1710 г. в Бендерах в присутствии старшины и запорозького казачества Пилип Орлик был избран гетманом. Во время церемонии новоизбранный государственный кормчий заключил со своими избирателями официальное соглашение, где четко отмечались условия, на которых он наделялся властью. Конституция Пилипа Орлика начинается коротким обзором истории украинского казацкого народа – когда-то могучего, но укрощенного сначала Польшей, потом Москвой, с которой попробовал порвать Мазепа, заключив союз с Швецией. Первая статья Конституции Пилипа Орлика отмечает, что господствующей религией в Украине должно быть православие и ни одна другая вера, особенно иудаизм, недопустимая.

С точки зрения тогдашних духовных ценностей, Конституция Пилипа Орлика была преисполнена духа просветительского и хороших намерений, признавала права старшины, запорожцев, мещан и простого люда. Настоящий документ осуждал абсолютистские проявления в деятельности гетмана и правительственную коррупцию, утверждал принцип выборности старшины, проводил четкий предел между государственной и частной сферами, отмечал готовность старшины бороться с злоупотреблениями в обществе. Однако текст Конституции Пилипа Орлика вызывает в то же время и определен скептицизм – много задекларированного в ней лишено реальной подпочвы. Хотя намерения и были достойны похвалы, большинство из них так и осталось лишь на бумаге.

В 1711 г. правительство Пилипа Орлика составило военное соглашение с татарами, направленное против России. Сразу после этого гетман в изгнании начал рассылать по Украине универсалы, призывая соотечественников к антироссийскому выступлению. Эти воззвания попали на благоприятную почву, ведь еще не забылись зверства, которые творили войска Петра Первого относительно сторонников Мазепы.

31 января в 1711 г. украинско-татарское войско двинулось из Бендер в Правобережную Украину, где армия увеличилась в пять раз. В конце марта Пилип Орлик почти дошел до Киева, однако крымские татары своими безобразиями отвернули от гетмана народную приязнь, и имя Пилипа Орлика еще долго связывалось в Украине с воспоминаниями о набеге ордынцев. Казаки пытались остановить татар и столкновения между ними стали причиной провала похода.

После того как в 1714 г. Карл XII начал свой знаменитый рейд через всю Европу, Пилип Орлик со старшиной выехал из Бендер. Запорожские же казаки при содействии турецкого правительства учредили новую сечь в пределах современного Херсона. Начался новый этап в биографии гетмана Пилипа Орлика: он со своими сторонниками стал политически бессильным и преследуемым, путешествующим политическим эмигрантом. Следующей остановкой стала Швеция, где Орлик находился в 1715-1720 гг. Карл XII на содержание украинских эмигрантов выделял из казначейства ежегодно 13 тысяч талеров. Однако его гибель на войне в 1718 г. заставила Пилипа Орлика искать новое убежище.

Гетман остановился в греческом городе Салоники. Большим ударом для Пилипа Орлика стала весть о том, что запорозьке казачество в 1734 г. вернулось из Турции под протекторат России. Орлик обвинил прежних сторонников в измене, но казаки ответили, что не желают воевать на стороне турков и татар против своих христианских братьев и выразили сомнение в том, что хан, если и получит Украину, вряд ли отдаст ее Орлику. Конец политической карьере гетьмана Пилипа Орлика положило подписание в 1739 г. мира между Россией и Турцией, который сделал украинского гетмана ненужным ни одному из больших государств Европы. Османская империя, уже не заинтересованная в Пилипе Орлике, приказала ему перебраться в Яссы, где он провел последние месяцы своей жизни.

Сравнительно с достижениями более поздних поколений украинских эмигрантов, Пилипу Орлику удалось сделать немало. Прежде всего стоит вспомнить высокий уровень его политических контактов. Прецеденты, созданные Пилипом Орликом и Мазепой, не были забыты и в XX ст., когда началось возрождение самосознания украинской нации.

.