Феофан Прокопович

Феофан Прокопович

Церковный и общественный деятель, писатель, ученый, педагог-реформатор. Елеазар Прокопович родился в Киеве в семье лавочника Церейского. После смерти родителей его опекуном стал дядя по матери Феофан Прокопович – наместник киевского Братского Богоявленского монастыря, профессор и ректор Киево-Могилянского коллегиума. Именно он отдал Елеазара в монастырскую начальную школу, по окончании которой юноша стал студентом Киевского коллегиума. За годы учебы он прослыл как один из лучших учеников.

Когда не стало дяди, молодого Елеазара поддерживал Киевский митрополит В. Ясинский. В 1698 г., в возрасте 17 годов, Прокопович завершил учебу в Киеве и поступил во Владимир-Волынский униатский коллегиум, поселился в монастыре, где принял унию и постригся в монахи под именем Елисея. Епископ Заленский заметил чрезвычайные способности молодого Прокоповича и способствовал его переводу в Римскую католическую академию Святого Афанасия. В 1704 г. он вернулся в Украину. В это время Прокопович отрекается от католической веры, проходит обряд искупления и постригается в православные монахи под именем Феофана в честь своего дяди.

Из 1705 г. Феофан Прокопович преподает поэзию и философию в Киево-Могилянской академии, пишет учебник курса риторики и создает трагикомедию «Владимир», посвященную гетману Мазепе. Невзирая на сложную стихотворную рифму, это драматичное произведение не лишено определенных добродетелей – в частности в пьесе присутствуют идеи, которые опережали свое время. В то же время Феофан Прокопович пишет и произносит богословско-философские проповеди, лишенные школьной рутины и нудности, присущих большинству тогдашних ораторов. Одну из таких проповедей он произнес 5 июня 1706 г. в Печерском монастыре в присутствии Петра Первого. В 1707 г. Феофан Прокопович стал префектом Киево-Могилянской академии, а в 1709 г. в Софийском соборе опять произнес торжественную проповедь, преисполненную одобрительных эпитетов по адресу Петра Первого, который прибыл в Киев после победы под Полтавой. В декабре того же года Феофан Прокопович в церкви Братского монастыря произнес речь перед фаворитом Петра князем О. Меньшиковим и в 1711 г. был записан в состав царского войска и отправлялся в Прусский военный поход.

По возвращении в Киев Феофана Прокоповича назначили игуменом Братского монастыря, ректором Киево-Могилянской академии и профессором богословия. Находясь на этих должностях, Феофан Прокопович осуществил полезные нововведения в Академии, в частности в методике преподавания. В 1716 г., по желанию Петра Первого, он отправляется в новую столицу России – Петербург. При отсутствии царя, который находился за рубежом, его принял давний покровитель Меньшиков. Феофана Прокоповича назначили епископом псковским и нарвским и приблизили к царскому двору. В 1721 г. Петр Первый для руководства церковными делами учредил Духовную коллегию, вскоре переименованную в Синод, который в своей деятельности руководствовался «Духовным регламентом» Феофана Прокоповича. Председателем Синода был назначен украинец С. Яворский, вице-президентом – Феофан Прокопович. В это время он становится официальным идеологом реформаторской деятельности Петра Первого в отрасли церковного строительства, защищая и царские нововведения.

Кроме трудов духовного содержания, Феофан Прокопович как человек, который хорошо владел пером, по поручению царя писал тексты уставов и законов, которые касались других сфер государственного строительства. В частности он является автором предисловия к «Морскому регламенту» – уставу военно-морских сил России. Феофану Прокоповичу принадлежит и очерк истории царствования Петра Первого, который охватывает период со времени его восхождения на престол до Полтавской битвы. В 1724 г. Феофан Прокопович по приказу царя написал указ, который регламентировал и упорядочивал монастырскую жизнь по образцу давних монашеских уставов и направлял жизнь обителей на пользу обществу. В это самое время Феофан Прокопович берет активное участие в осуществлении реформ в России. Верхушка православного духовенства во главе с С. Яворским увидела в этом проявление «еретизма» – отступления от догматов православия. Ведь учение о верховенстве государственной власти над церковью на то время было характерным лишь для протестантизма.

После смерти Петра Первого Феофан Прокопович способствовал коронации его жены Екатерины Первой, невзирая на отсутствие царского завещания о ее праве на трон. В 1725 г. Феофана Прокоповича назначили архиепископом новгородским и первым членом Синода – фактически он стал главой Российской православной церкви. Прокопович также зарекомендовал себя как один из организаторов отечественной науки. Он принимал участие в организации Российской Академии наук, создал и возглавил так называемую «ученую дружину» – научный кружок, к которой принадлежали Татищев, Кантемир и другие тогдашние деятели науки и культуры.

При всех преемниках царя Феофан Прокопович, благодаря естественной смекалке и уму, сумел сохранить свой высокий политический статус при дворе. В последнее десятилетие жизни он почти оставил научную деятельность, испытав преследования со стороны антагонистов политики покойного Петра Первого. Они интриговали против Феофана Прокоповича, посылая доносы к Синоду и пытаясь лишить его высокого положения в церковной иерархии. 19 сентября в 1736 г. Феофан Прокопович умер и был похоронен в Софийском соборе в Новгороде.

Прокопович стал учителем целой плеяды талантливых учеников – С. Кулябки, М. Козачинского, Грамм. Кониского, И. Томлевича, Т. Яновского, которые продлили его начинание и сделали значительный вклад в развитие отечественной науки. При жизни Петра Первого Феофан Прокопович был деятельным, энергичным и полезным его единомышленником. Где только была нужна свежая мысль, ученый труд и умственная деятельность, обращенная к практическим потребностям времени, там Феофан Прокопович выступал работящим и умным исполнителем проектов царя, преимущественно в отрасли церкви и народного образования.

.