Григорий Сковорода

Григорий Сковорода

Просветитель, философ, поэт и педагог, «украинский Сократ». Биография Григория Сковороды уже вскоре после его смерти «обросла» значительным количеством легенд и домыслов, большинство из которых вышло из-под пера исследователей его творчества. Григорий Сковорода родился в селе Чернухи на Полтавщине в казацкой семье. Образование получил в Киевской академии, где выучил классические и новые европейские языки, философию и литературу.

В 1741 г. Григорий Сковорода, не завершив курс учебы, поехал в Россию, где в Москве и Санкт-Петербурге служил в придворной певчей капелле. Он в течение всей жизни был большим любителем пения и музыки, и лично выполнял собственные песни. Также Григорий Сковорода играл на свирели, флейте, скрипке, гуслях и бандуре. Вернувшись в Киев в 1744 г. в составе двора императрицы Елизаветы, молодой Сковорода вскоре отбыл за границу на пять лет с почтением российского генерал-майора Ф. Вишневского. Официально он был принят на должность певчего церкви российского консульства в Токае (Венгрия), которую собирался построить там генерал. Сам же он стремился увидеть мир. Григорий Сковорода не просто состоял на службе в Вишневского, а имел генеральское покровительство как земляк и компаньон, который мог развлечь музыкой, выступить переводчиком из немецкого языка да и просто быть умным собеседником.

В 1745-1750 гг. Григорий Сковорода вместе с генералом Вишневским посетил страны Западной Европы – Австрию, Словакию, Польшу, Германию, Северную Италию, где знакомился с научными работниками и получал в университетах новые знания. Он три года учился в Галле у философа и физика X. Вольфа, совершенствуя немецкий язык. Вернувшись в 1753 г. в Украину, Григорий Сковорода начал преподавать поэзию в Переяславском коллегиуме по своему учебнику, который содержал много нововведений. За «неправильное» преподавание одной из учебных дисциплин Григория Сковороду освободили от должности учителя коллегиума по решению духовного суда – консистории.

В 1754-1759 гг. Григорий Сковорода по приглашению помещика С. Томари был домашним учителем его сына Василия, другом которого оставался в течение всей последующей жизни. В 1759-1764 гг. Сковорода читал поэтику в Харьковском коллегиуме. Ему предлагали оставаться в коллегиуме и в дальнейшем, но при условии принятия монашества. На это Григорий Сковорода ответил: «Вы желаете, чтобы я увеличил число фарисеев? Ешьте жирно, пейте сладко. Одевайтесь мягко и монашествуйте!». Смысл своей жизни Григорий Сковорода видел в скромной жизни, сдержанности и аскетизме, «устранении всего ненужного для приобретения нужного». Под давлением недоброжелателей Сковорода на некоторое время оставил коллегиум. Он вернулся к нему в 1768 г. как преподаватель «Катехизиса» в «дополнительных классах» для детей шляхты и других состояний.

Григорий Сковорода поселился вблизи Харькова в селе Гужинске, на пасеке среди леса, в бедной хате. Там он написал философские произведения «Асхан» и «Наркис», которые имели форму диалога нескольких лиц. Вскоре философ переехал в имение помещиков Розальйон-Сошальских – в село Гусинка Изюмской округи на Харьковщине, где также поселился на лесной пасеке. Последние 25 лет жизни Григорий Сковорода странствовал Украиной, проповедуя свои философские взгляды среди народа и отказываясь от любых преподавательских должностей, что ему предлагались. «Путешествующий философ» в бедном крестьянском наряде, с несколькими самыми необходимыми книжками и вещами в сумке пешком обошел всю Слобожанщину, останавливаясь на отдых в крестьянских домах или в имениях образованных помещиков. Во время путешествий Григорий Сковорода любил останавливаться там, где встречал умных и хороших людей или тех, которые нуждались в помощи в перевоспитании, повышении своего умственного и образовательного уровня. Была у Григория Сковороды мысль двинуться и дальше – на Кавказ, к своему ученику В. Томари, который там служил, но через слабое здоровье он отказался от этого намерения.

В 1770–1780-х годах, по словам М. Ковалинского, «и добра, и плохая слава ширилась о нем по всей Малороссии. В это время Григорий Сковорода создал ряд известных философских и поэтических произведений (какие при жизни не печатались) и учил людей нравственности как словом, так и собственным образом жизни. Предугадывая скорую смерть, Григорий Сковорода в 1794 г. поехал к селу Хотетово на Орловщини, где попрощался с любимым учеником и другом М. Ковалинским. Вернувшись, поселился у друзей в селе Ивановка близ Харькова. Там и окончился его жизненный путь. По преданию, Григорий Сковорода сам выкопал себе могилу в саду, переоделся в чистую одежду, положил под голову черновики своих произведений, накрылся свитой и заснул навеки.

На надгробии великого украинского философа, согласно его завещанию, сделана надпись: «Мир ловил меня, но не поймал». В настоящее время село, где похоронен Григорий Сковорода, переименовано на Сковородиновку. Поэзия и философия Сковороды много значила для классика украинской литературы Тараса Шевченко. В его повести «Близнецы» Сковорода является фигурой эпизодической, однако его моралистические и педагогические идеи влияют на ход сюжета. Шевченко сравнивал Григория Сковороду с шотландским народным поэтом Г. Бернсом. Именем Сковороды названо село в Харьковской области, улицы в Киеве, Харькове, Полтаве и Одессе.

.