Дмитрий Левицкий

Дмитрий Левицкий

Лучший портретист времен Екатерины II, академик Петербуржской Академии искусств. Первый живописец России конца XVIII в., портреты которого не уступали лучшим произведениям французских и английских мастеров. Левицкий Дмитрий Григорьевич родился в Киеве в семье талантливого гравера, который происходил из казаков села Маячок на Полтавщине. Завершив, как и отец, семинарию и Киевскую академию, Дмитро Левицький в 1752-1755 гг. под руководством российского живописца О. Антропова уже брал участие в росписях купола и кафедры киевской Андреевской церкви. Подружившись с семьей Левицких, Антропов вдохновил Дмитрия отправиться с ним в Петербурга.

Дмитрию Левицкому не было и 20 лет, когда он переселился в северную столицу. Там он работал помощником Антропова. Как портретист Дмитрий Левицкий формировался в художественной атмосфере европейского Петербурга, не испытав влияния «патриархальной» эстетики иконописцев Киево-Печерской лавры и тогдашних украинских портретистов. В 1762 г. Дмитро Левицький был уже «модным» мастером. За портреты адъюнкт-професора Г. Козлова с женой и архитектора О. Кокорина, созданные 1769-1770 гг., он получил звание академика. Ввиду узкой и не очень уважаемой профессии портретиста, это был исключительный, как для России, случай. С 1779 г. Дмитрий Левицкий преподает в портретном классе Академии искусств, среди его учеников много выдающихся в будущем российских и украинских художников, в частности В. Боровиковский. С 1780 г. Левицкий Дмитрий становится членом академического совета, а в 1788 г. уходит в отставку. Однако в начале XIX ст. художника, опять пригласили на эту должность.

Левицкий Дмитрий Григорьевич писал портреты так, как этого требовали эстетичные и этические нормы суток: натуру представляли в наиболее выгодном свете. Таким является портрет государственного вельможи О. Голицина (в 1772 г.) в парадном мундире со всеми наградами. В 1773 г. художник Левицкий создал портрет промышленника и мецената Демидова, которого изобразил на фоне предметов, которые символизируют его благотворительность и любимые занятия: в домашнем халате, без орденов, тот опирается на лейку для поливки комнатных растений.

Выдающийся талант художника Левицкого высоко ценили современники, уважали при дворах нескольких монархов, которые последовательно изменяли друг друга. Его парадные портреты отображают дух блестящей Екатерининской эпохи, преисполненных противоречий. Дмитрия Левицкого можно назвать мастером удачной композиции и универсальным художником: его творчество совмещало все виды портрета – от монументального до камерного. Моделями служили представители всех состояний – от приходского священника до императрицы. Произведения художника Левицкого легко выделить среди других тогдашних портретов: все изображенные на них лица имеют улыбку на лице.

Из картин, созданных для многочисленных императорских дворцов, музеев и аристократических домов, наиболее известным является аллегорический идеализирующий портрет Екатерины II. Художник Левицкий искусно вырисовал складки ценной одежды императрицы, изображенной на фоне морского пейзажа. Дмитрий Левицкий умел быть и светским, и лирическим, особенно в женских портретах. Интересной, с точки зрения психологизма, является серия из семи портретов воспитанниц 1-го выпуска Смольного института благородных девиц (1772-1776 гг.), выполненная на заказ императрицы. Вобранные в театральные костюмы, каждая из них имеет свои индивидуальные черты, умело переданные художником Левицким.

Из 24 полотен, которые экспонируются в Третьяковской галерее, вершиной творчества художника считается портрет польской графини Урсули Мнишек (в 1783 г.). На полотне овальной формы, как будто в зеркале, загадочно улыбается молодая женщина с надменно возвышенной благородной головой в высоком парике. К творческому наследству художника Левицкого принадлежат также портреты императора Александра в детстве, княжны Александры Павловны и отца художника – Григория Левицкого.

Следует отметить, что чуть ли не до конца своей деятельности Левицкий Дмитрий Григорьевич придерживался украинской художественной традиции. Национальное своеобразие его живописи заключается прежде всего в значительном реализме изображений, что кое-где вызывает даже улыбку зрителя. Еще одной особенностью творчества Дмитрия Левицкого было неприятие «сущности классицизма – поисков героического образа». Ведь героический портрет не приобрел развития в тогдашней Украине. Не удивительно, что воспитанному на этой традиции Дмитрию Левицкому все тяжелее было оказывать сопротивление требованиям императорского двора и выражать свои просветительские взгляды в откровенно реалистичной форме.

Предоставить же своим полотнам абстрагированной формы просветительского классицизма художник был не в силах. Ему удавалось определенное время, не отрываясь от украинской объективной традиции, совершенствовать собственную технику и приспосабливать ее к требованиям времени. Но преданность натуре в воссоздании черт лица, нельстивое копирование особенностей фигуры – то, чего художник Левицкий достиг как портретист на родине, было уже никому не нужно в Петербурге.

Хотя современники и не смогли должным образом оценить весь талант Дмитрия Левицкого как гениального портретиста, это сделали потомки. По своей значимости в живописи его можно сравнить с Юрием Дрогобычем в медицине. Во время Всемирной выставки в Лондоне в 1862 г. газета «Тайме» назвала художника «российским Рейнолдсом, Гейнсборо и Рамзеем (известны английские живописцы XVIII ст.) в одном лице». Сегодня полотна Дмитрия Левицкого являются украшением многих российских и украинских художественных музеев.

.