Максим Березовский

Максим Березовский

Украинский композитор, скрипач, певец, произведения которого украсили украинское и мировое искусство. Академик-композитор Болонской филармонической академии (Италия). В биографии Максима Созонтовича Березовского есть немало «белых пятен». Документальные материалы почти не сохранились, а жизнеописания композитора, созданные после его смерти, преимущественно основаны на предположениях. Достаточно длительное время место Максима Березовского в истории музыкальной культуры определялось исключительно его вкладом в развитие духовной музыки. Однако в XX ст. были обнаружены и светские произведения. Найденные неизвестны до того произведения композитора Березовского дали возможность отодвинуть начало формирования российской (и украинской) композиторской школы с 1780-х годов до 1760-х. Именно тогда Березовский Максим Созонтович создал свои лучшие хоровые концерты, инструментальные произведения и оперы.

Отец будущего композитора был небогатым украинским дворянином. Место рождения Максима Березовского точно не известно, а детство прошло в Глухове на Сумщине. Там он учился в известной школе, открытой по инициативе гетмана Д. Апостола. Ученики изучали пение, нотную грамоту, игру, на цимбалах и бандуре. В школу брали как малолетних, так и взрослых, учеников. В течение двухгодичной учебы они пели в школьном хоре и хоре Николаевской церкви. Свое образование Березовський Максим продлил в Киевской академии. Там он начал писать первые духовные произведения – канты, которые быстро приобрели популярность. Имея замечательный бас, Максим Березовский с 1758 г. стал солистом-певцом капеллы при дворе великого князя Петра Федоровича – будущего императора Петра III.

В 1763 г. композитор Березовский вступил в брак с дочерью валторниста придворного оркестра Франциной Юбершер – выпускницей Ораниенбаумской театральной школы, которая в дальнейшем выступала в кордебалете придворного театра. В 1760-х годах Максим Березовский создал ряд хоровых церковных концертов. Его композиторское мастерство было удостоено одобрительных отзывов современников – хвалили за красивый вкус и мелодичность произведений. Он утверждался в 1760-х годах благодаря произведениям итальянцев, которые работали в России, а также хоровым кантатам первого автора в этом жанре композитора Березовского.

Весной в 1769 г. Березовского направили в Болонскую филармоническую академию, где он учился до 1771 г. Это самое престижное музыкальное заведение XVIII ст. готовило музыкантов для всей Европы. Для получения звания академика нужно было сдать экзамены – то есть написать музыкальное произведение. Максиму Березовскому выпало создание полифонической (многоголосой) композиции в определенном стиле на заданную тему. За несколько месяцев такой именно экзамен сдал 14-летний Моцарт. В то же время с композитором Березовским экзаменовался и чешский композитор И. Мисливечек. В 1771 г. они оба получили статус иностранных членов Академии. Для чужестранцев этот титул означал право называться Капельмейстером. Протокольная рукопись четырехголосного «антифона» Максима Березовского до сих пор хранится в архиве Академии.

Живя в Италии свыше четырех лет, Березовский побывал и в других музыкальных центрах страны, Рукопись «Сонаты для скрипки и чембалоа» сохранила еще один итальянский адрес композитора – город Пиза. В октябре в 1773 г. Максим Березовский вернулся в Петербург. Одна из романтичных легенд рассказывает, что он плыл домой на одном корабле с арестованной «княжной Таракановой». В действительности же княжну доправили и заключили в тюрьму в Александрийском равелине Петропавловской крепости позже – в 1775 г.

Блестящее завершение итальянского путешествия Максима Березовского, замечательные отзывы о постановке его оперы, постоянный и стабильный успех при дворе, давали ему основания для надежд на успешную карьеру. И в самом деле, последние архивные находки свидетельствуют, что композитора Березовского по возвращении в Россию сначала назначили в штат императорских театров, а через восемь месяцев – капельмейстером Придворной капеллы. Это была значительная должность для тогдашнего российского музыканта. Вершиной творчества Максима Березовского в отрасли духовной музыки стал гениальный четырехголосый концерт «Не отверзи меня во время старости». Национальная самобытность произведения в сочетании с искусной полифоничностью сделали его ярким образцом российского музыкального классицизма.

О последних годах жизни композитора Березовского известно немного. Некоторые биографы утверждают, что он был не признан на родине и это стало причиной его ранней гибели. Как сообщают большинство источников, вскоре по возвращении Максим Березовский начал пьянствовать и 24 марта в 1777 г. покончил с собой на 32-ом году жизни. Первый биограф композитора – киевский митрополит Е. Болховитинов в 1804 г., писал, что у Березовского была «ипохондрия» (депрессия), от которой он «упал в лихорадку и беспамятство» и «зарезал сам себя». Вероятнее всего, в последние годы жизни Максим Березовский страдал каким-то душевным заболеванием, чем и объясняется «ипохондрия». Умер же он не от этого, а от болезни, которая сопровождалась высокой температурой.

Березовский Максим Созонтович является первым представителем новаторского раннего классического стиля в украинской музыке, одним из основателей хорального направления. Он – автор первых образцов камерно инструментального и оперного жанров в отечественном музыкальном творчестве. Несколько его циклов духовных композиций для хора выполняются без инструментального сопровождения, «а капелла». Значительно повлияли на композитора лучшие образцы западноевропейской и отечественной хоровой барокковой музыки, потому его творчество можно рассматривать как глубоко национальное.

.