Николай Гоголь

Николай Гоголь

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 г. в с. Большие Сорочинцы в семье помещиков среднего достатка. Детство его прошло в с. Василивцы около Миргорода, где он воспитывался в имении родителей до 10 лет. Отец писателя умер, когда сыну было 15 лет. Но считают, что сценическая деятельность отца, который был человеком веселого нрава и замечательным пересказчиком, повлияла и на вкус Николая Гоголя, у которого рано сказалась склонность к театру. В 1819 г. вместе с младшим братом Николая отдали учиться в Полтавское училище. Но смерть младшего брата прервала учебу. Образование Николай Васильевич Гоголь продолжил в открытой Нежинской гимназии высших наук, куда поступил в июне 1821 г. Юный Гоголь не выделялся среди гимназистов – его считали посредственным учеником. Но он имел замечательную память – за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс. Школьные науки его мало интересовали, зато Николай Гоголь увлекся театром: страстно принимал участие в школьных спектаклях, много времени уделял их подготовке.

Нежинскую гимназию Николай Гоголь закончил в 1828 г. Мечтая о юридической карьере, того же года приезжает в Петербург. Но в столице юного завоевателя ожидало жестокое разочарование. В актеры его не приняли; служба была такой бессодержательной, что он начал ею сразу тяжитися. Тем сильнее привлекала его литературная деятельность. В Петербурге Николай Гоголь сначала попал в малорусский кружок и осознал, что Малороссия вызывает в обществе заинтересованность. Неудачи обратили его поэтические мечты к родной Украине. В 1829 г. Николаю Гоголю удается поступить на службу в департамент государственного хозяйства. Государственная служба вызывала у него глубокое разочарование. Мелкая деятельность незначительного чиновника не могла его удовлетворить. В апреле 1830 г. Николай Гоголь переходит в департамент земельных нарезов на должность писаря, а затем помощника градоначальника.

Литературную славу Николаю Васильевичу Гоголю принес цикл повестей «Вечера на хуторе около Диканьки» в которых изображен поэтический образ Украины, овеянный поверьем и легендами. Известно, какое огромное впечатление произвели эти рассказы на А. Пушкина, с которым Николай Гоголь познакомился в мае 1831 г. и нашел в нем товарища и творческого наставника. Не снискав признания в сфере государственной деятельности, Николай Васильевич Гоголь решает, что многого может достичь на ниве научно педагогической деятельности. Считал, что имеет для этого необходимые знания и талант, в он 1833 г. хлопочет о предоставлении ему профессорской кафедры в Киевском университете, но место переданно другому. Однако через некоторое время Николая Гоголя назначают адъюнктом истории в Петербуржском университете. Осенью в 1834 г. он начал преподавать. Старательно подготовленные первые лекции удались. Однако для систематического ведения академических занятий у Николая Гоголя не хватало ни терпения, ни знаний. Последующие лекции оказались очень слабыми. Почувствовав недовольство аудитории, он почти прекращает педагогическую работу, интерес к ней погасает, и осенью в 1835 г. Николай Гоголь покидает университет. С этого времени он полностью отдается литературной деятельности.

Почти в то же время Николай Васильевич Гоголь публикует целый ряд прекрасных произведений, написанных в течение нескольких лет. В начале 1835 г. увидел мир сборник «Арабески», в которой Гоголь вместил рядом с научно-теоретическими статьями свои «Петербуржские повести». За ней появляется сборник «Миргород» (в двух частях), в которую вошли «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Тарас Бульба». Новые произведения засвидетельствовали особенное своеобразие писателя, его оригинальность и значимость. Имя Николая Гоголя стало самым популярным в литературе.

Осенью 1835 г. Гоголь берется за создание пьесы «Ревизор», а уже 18 января 1836 г. читает комедию на вечеринке в В. Жуковского. Сюжет этого нового произведения был подсказан Пушкиным, который рассказал Николаю Гоголю о реальном случае – ревизоре-самозванце. Премьера пьесы состоялась на сцене петербуржского Александрийского театра в апреле 1836 г. Реакционная критика восстала против Николая Гоголя, обвиняя в клевете на чиновников, на добропорядочных граждан, на общество в целом. Каждая фигура комедии была настолько убедительна и типична, что буквально с первого появления на сцене персонажи «Ревизора» стали общеупотребительными именами-прозвищами.

В атмосфере нападок и травли Николай Гоголь решает уехать из страны. Летом 1836 г. он оставляет Россию и отправляется за границу, где находится до 1848 г. Посещает Германию, Францию, Швейцарию, живет в больших городах Европы и, наконец, на длительное время поселяется в Риме, который чрезвычайно полюбил. Италия, по словам писателя, стала для него второй родиной. Николай Васильевич Гоголь изучает достопримечательности античности, картинные галереи, посещает мастерские художников, милуется народной жизнью.

В Риме Гоголь напряженно работает. Главной темой являются «Мертвые души, задуманные еще в Петербурге в 1835 г. Как и в случае с «Ревизором», на создание «Мертвых душ» Николая Гоголя натолкнул Пушкин, который дал сюжетную основу поэмы. В России Гоголь прочитал Пушкину несколько глав «Мертвых душ», которые произвели на поэта чрезвычайное впечатление. В поэме должна быть отображена вся современная Россия, указаны пути ее возрождения. Работая над «Мертвыми душами, Николай Васильевич Гоголь тщательным образом обрабатывает каждую сцену, каждую деталь, пытаясь достичь наибольшего совершенства. Не удовлетворившись первой редакцией, создает вторую, третью, заново переписывает весь роман. Осенью в 1841 г. рукопись была готова к печати. С целью личного контроля за ее прохождением в цензуре и печатанием Николай Гоголь снова приехал в Россию. Московскую цензуру рукопись не прошла. И только в Петербурге при помощи В. Белинского и после длительной борьбы «Мертвые души» были допущены к печати, а в 1842 г. поэма увидела мир.

В «Мертвых душах» писатель дал обобщающую картину крепостной России, показал представителей всех социальных слоев, разоблачил тогдашнюю действительность, в то же время в поэме звучит вера в будущее родины. Несколько раз за период пребывания за рубежом Николай Гоголь перенес тяжелые болезни, которые увеличили его мистические настроения. В конце 1847 г. он переехал в Неаполь и в начале 1848 г. отправился в Палестину, откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию. Здесь Николай Гоголь продолжал работу над вторым томом «Мертвых душ», однако испытал творческую неудачу при попытке изобразить идеальных героев – помещиков, чиновников и купцов. В начале 1852 г., переживая тяжелые сомнения в благотворительности своего писательского наследства и в предчувствии близкой смерти, Николай Гоголь встречается с отцом Матвеем (Константиновским). Тот советует писателю уничтожить часть глав второго тому, убеждая в их вредном влиятельные.

7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает чистовую рукопись пьесы. 21 февраля в 1852 г. Николай Гоголь умер в своей московской квартире. Смерть писателя всколыхнула общество. От университетской церкви, где его отпевали, к месту захоронения в Даниловом монастыре гроб несли на руках профессора и студенты университета. В 1931 г. останки Гоголя перенесены на кладбище Новодевичьего монастыря, и это породило немало мистических предположений о том, что писатель не умер, а был похоронен в летаргическом сне.

Произведения Николая Гоголя в большой мере повлияли на развитие украинской литературы, театра, искусства, национального сознания и культуры, вообще. Он создал привлекательный поэтический образ родного народа, с небывалой художественной силой раскрыл его самобытный характер, моральную чистоту, героическую историю, высокую гармонию семейных взаимоотношений, ощущения красоты и юмора, любви, к природе. Для театра произведения Николая Гоголя переделывали М. Кропивницкий и М. Старицкий, на украинский язык переводили Иван Франко и Леся Украинка.

.