На рис. 77, А и Б представляют образчики ил­люзий, указанные Герингом: прямые линии аb и сd на самом деле параллельны, а между тем они кажутся выгнутыми на рис. А и во­гнутыми на рис. Б.

Рис. 77. Горизонтальные линии аЪ и ей строго параллельны между собой, но под влиянием наклонных линий кажутся выпуклыми и вогнутыми.

Черные вертикальные полосы на рис. 78 в действительности параллельны между со­бой, но кажутся сходящимися и расходящи­мися в стороны, обратные направлению на­клонных линий, которые их пересекают. В то же время половины последних перемещаются, подобно тому, как половины тонких линий на рис. 76. Если повернуть рисунок так, чтобы толстые линии составили с горизонтом угол в 45°, то кажущаяся расходимость их сделается еще резче, между тем как в половинах корот­ких поперечных линий уклонение от прямоли­нейности теперь замечается меньше. Отсюда можно заключить, что направление линий го­ризонтальных и вертикальных слабее подвер­гается кажущемуся изменению, нежели тех, которые пересекают поле зрения наискосок.

Но самый разительный пример представлен на рис. 78. Он был опубликован Цольнером.

Рис. 78. Вертикальные полоски, параллельные между собой, кажутся сходящимися или расходящимися под влиянием наклонных линий.

Еще римлянам очень хорошо было извест­но действие на глаз наклонных линий. На картинах стенной живописи в Помпее встре­чаются такие линии, чтобы удовлетворить зрительному впечатлению, находящемуся под влиянием соседних с ними линий. Граве­ры на меди точно также изучили влияние штрихов на параллелизм линий и часто при­нимают в расчет эффекты, производимые эти­ми побочными штрихами на гравюру.

В некоторых орнаментациях, где не обра­щено внимания на физиологический эффект, встречаются иногда параллельные линии, ко­торые вовсе не кажутся такими, вследствие находящихся рядом с ними наклонных, прямых. Подобное явление можно видеть в Лион­ском вокзале в Париже, а именно на потолке одного из залов (la halle), крытого паркетом в венгерском вкусе: длинные линии, парал­лельные потолку, кажутся сходящимися под действием на них наклонных линий, образуе­мых кусками паркета.

.