Мы представим теперь прибор, основанный на совершенно других началах. В праксиноскопе (этот новый прибор назван так самим изобрета­телем его, Эмилем Рейно, французским изобре­тателем и популяризатором науки, предвос­хитившим анимационное кино) замена одного рисунка следующим делается без всякого пере­рыва в зрительном ощущении, сплошным обра­зом и, следовательно, без заметных уменьше­ний в световой силе. Словом, глаз постоянно видит изображение, которое тем не менее не перестает перед ним непрерывно изменяться.

Вот каким образом был достигнут этот ре­зультат. После тщетных усилий найти воз­можность заменять механическими средства­ми последовательные рисунки один другим, не нарушая непрерывности зрительного впе­чатления, изобретатель напал на мысль про­извести такую замену не на самих рисунках, а на их отражениях в зеркале. Ниже приведем принцип действия прибора.

Предположим (рис. 84), что зеркало АВ поставлено на некотором расстоянии от ри­сунка СD, тогда мнимое изображение послед­него будет видно в СD’. Вокруг точки О, сре­дины С’Б как центра, заставим вращаться с одинаковой скоростью зеркало и находящий­ся против него рисунок. Пусть ВЕ и БГ будут их новые положения. Тогда изображение переместится в СО", а ось вращения останется на том же месте.

Рис. 84. Объяснительный чертеж к праксиноскопу.

В АВ и СО, где первоначально находились зеркало и рисунок, поставим теперь другое зеркало и другой рисунок. Предположим, что глаз находится в точке М, тогда в ОБ" он увидит половину первого рисунка, а в ОС — половину второго. Продолжая движение сис­темы, мы вскоре увидим зеркало № 2 в ТТ’, а рисунок № 2 в ЭЭ’; изображение же послед­него в этот момент будет находиться в С"’Б"’ и представится глазу в целом виде. Вслед за­тем зеркало № 2 и соответствующий ему ри­сунок перейдут в ВЕ и БЕ: теперь представим себе новое зеркало с соответствующим рисун­ком в АВ и СБ, и явление повторится в той же последовательности. Таким образом полу­чается непрерывный ряд сменяющихся изоб­ражений.

В действительности прибор Рейно состоит из многогранной или цилиндрической короб­ки (рис. 85) с помещенной на ее оси призмой вдвое меньшего диаметра, грани которой снабжены плоскими зеркалами. Картонная полоска, на которой изображен ряд рисунков одного и того же сюжета, но в различных фа­зах действия, кладется внутри коробки вдоль ее стенок таким образом, чтобы каждая фигу­ра находилась перед соответствующей гранью зеркальной призмы. Достаточно сообщить прибору умеренное вращательное движение, и в центре призмы зритель увидит непрерыв­но разворачивающееся действие.

Вечером достаточно одной свечи над стерж­нем коробки, чтобы дать возможность большо­му числу окружающих лиц быть одновремен­но свидетелями производимого действия.

Рейно сделал праксиноскоп большого раз­мера, позволяющий производить демонстра­ции перед многочисленной аудиторией. По­мимо этого остроумный изобретатель усовер­шенствовал свой прибор. В так называемом праксиноскоп-театре ему удалось получить картины с декорациями, нечто вроде малень­кой сцены лилипутов, на которой чрезвычайно рельефно выступают оживленные предметы.

Для этого Рейно использовал в праксино-скопе силуэты на черном фоне. Затем, чтобы получить декорации, он проецировал на чер­ный фон изображений цветной рисунок с по­мощью зеркального стекла без наводки на не­го амальгамы. Известно свойство прозрачного стекла давать изображения предметов, нахо­дящихся перед ними, не скрывая в то же вре­мя тех, которые лежат по другую их сторону. Подобного рода оптические эффекты получи­ли применение в театрах и известны в физиче­ских курсах под именем неосязаемых призра­ков, о чем мы расскажем позже.

Декорации помещены в крышке, удержи­ваемой в вертикальном положении с помощью крючка и служащей передней стенкой прибо­ра (рис. 86). В этой перегородке сделано так­же прямоугольное отверстие, через которое зритель, смотрящий обоими глазами сразу, видит одновременно оживленное изображе­ние, даваемое праксиноскопом, и отражаю­щуюся в прозрачном стекле неподвижную декорацию.

Наклон этого прозрачного стекла к деко­рации и расстояние между ними таковы, что изображение переносится за оживленный предмет, который как бы выступает на фоне декорации. Эффект усиливается еще более при рассматривании картинки обоими гла­зами.

Понятно, что для перемены декораций до­статочно поместить рисунки пейзажей, мону­ментов и т. д. на отдельной движущейся в па­зах дощечке.

Праксиноскоп-театр действует вечером так же хорошо, как и днем; разница лишь в том, что в первом случае его освещают посред­ством свечи, снабженной посеребренным ре­флектором и абажуром, а во втором — ставят перед хорошо освещенным окном.

.