Николай Костомаров

Николай Костомаров

Костомаров Николай Иванович занимает главное место в созвездии выдающихся отечественных мыслителей, ученых, политических и культурных деятелей XIX ст. Он известен как талантливый историк, который начал, обосновал, развил и пропагандировал в своих монографиях и исследованиях идею необходимости изучения жизни народных масс. Костомаров Николай Иванович родился 4 мая 1817 г. в слободе Юрасивка Слободско-Украинской губернии. Его отец происходил из рода казаков-переселенцев, основателей Острогожского полка, на Слобожанщине. Когда Николаю исполнилось 10 лет, он, как рожденный до брака, находился в крепостной зависимости. Неожиданно, в 1828 году, погиб его отец при достаточно загадочных обстоятельствах. Из своих детских лет сам Николай Костомаров считал счастливыми лишь те, что предшествовали гибели отца. После смерти отца, который не успел оформить усыновления, парень остался крепостным.

Благодаря отказу в интересах племянников, Татьяне Петровне удалось добиться желаемой воли для сына. Первым беспокойством ее было продлить учебу сына и она отвезла его в Воронеж, в частный пансион, для подготовки к вступлению в гимназию. По окончании Воронезькой гимназии 16-летний Николай Костомаров стал студентом словесного отделения Харьковского университета. В первые годы студенчества он напряженно занимается изучением языков. Перейдя на третий курс, Николай Костомаров жил в доме известного украинского поэта П. Гулака-артемовского, который преподавал тогда в Харьковском университете российскую историю. Усиленные занятие историей переросли в стремление познать судьбу всех народов. Николай Костомаров неутомимо работает над увеличением запаса исторических знаний, черпает их, кроме книг научного содержания, из опубликованных народных песен, произведений украинской литературы, из непосредственного общения с простыми людьми. В 1837 г. Костомаров Николай Иванович успешно сдает все экзамены на степень кандидата, которой был удостоен Советом университета 8 декабря.

Вскоре Николай Костомаров решил попробовать себя на военном деле, для чего поступил кв Кинбурнский драгунский полк юнкером. Юнкер, который уже был кандидатом истории, вместо изучения военных артикулов с увлечением занялся архивными поисками. Очень скоро он понял, что не одаренный для военной службы и наверно принесет больше пользы обществу в другой сфере. Поэтому оставил службу и полностью отдался историографии. Поработав целое лето над архивными делами, Николай Костомаров составил историческое описание Острогожского слободского полка. Подготовленный к печати, этот исторический очерк вместе с другими произведениями был изъят у него во время ареста в 1847 г. в Киеве по делу Кирилл-Мефодиевского общества.

По окончании университета Николай Костомаров начинает преподавательскую деятельность. В 1837 г. он работал учителем наилучшего из частных благородных пансионов для мальчиков в Харькове, который удерживал выходец из Швейцарии А. де Роберте. Николай Костомаров читал курс российской истории и, по определению одного из учеников, кроме их развития умственного, благотворно влиял и на «моральный облик». В ноябре в 1838 г. Николай Костомаров успешно сдал экзамены на степень магистра исторических наук, после чего получил разрешение писать и подать в Харьковский университет диссертацию на избранную им самим тему – о значении унии в истории Западной Руси. Весной 1841 г. Николай Костомаров представил диссертацию факультету, но защиту запретили, а тираж изъяли за политический характер многих высказываний диссертации. Вскоре Николай Костомаров подготовил другой диссертационный труд – научную работу «Об историческом значении русской народной поззии», напечатанную в Харькове в августе в 1843 г. и в начале 1844 г. поданную к защите. Защитив ее, он получил степень магистра исторических наук.

После освобождения из университета Николай Костомаров отказывается от должности учителя в Орле ради научных интересов и начинает выкладывать историю в мужском пансионе. Это время пребывания в Харькове он считал одним из самых приятных в жизни, потому что тогда особенно увлекался написанием монографии о Богдане Хмельницком. Степень магистра истории не открыла Николаю Костомарову доступу к университетской кафедре в Харькове. В его характере всегда было много самостоятельности, во взглядах – новости, оригинальности, в суждениях – смелости, в направлении мыслей – откровенности, временами резкости, не говоря уже об их демократизме. А такие люди нелегко пролагают себе путь.

Учительство Николай Костомаров продлил на должности преподавателя истории знаменитой мужской 1-й киевской гимназии, куда был переведен 4 августа 1845 г. Кроме этого, вел уроки в девичьем пансионе Залеской. Пребывание Николая Костомарова в Киеве примечательно также его первым участием в научном учреждении, которое собирало и выдавало исторические материалы – Временной комиссии для рассмотрения давних актов.Но работа прекратилась через арест Николая Ивановича. Аресту Николая Костомарова предшествовала его политическая деятельность в кругу прогрессивной интеллигенции. Главной целью тайного общества было уничтожение крепостное права, установления федерального уклада, у славян. Николаю Костомарову принадлежит авторство важнейшего программного произведения Братства – «Книги бытия украинского народа».

По царскому приговору Николай Костомаров на год был заключен в Петропавливский крепости, где находился с 30 мая в 1847 г. в Алексеевском равелине. Потом его сослали в Саратов с запрещением «служить по научной линии», где он находился с июня 1848 г. по декабрь 1855 г. В ссылке Николай Костомаров не оставляет занятий историей, завершает задуманные и начатые раньше произведения, осуществляет новые замыслы, в том числе по актуальной российской тематике. Отдых от своего труда Николай Костомаров находил во встречах с друзьями и близкими ему за духом людьми, среди которых, кроме Тараса Шевченко были М. Чернишевский и М. Добролюбов. Именно с тех пор берут начало знаменитые «вторники Николая Костомарова» – вечера, на которых собирался цвет тогдашнего общества.

Костомаров Николай Иванович дважды (1864, 1868 гг.) отказывался от приглашения возглавить кафедру российской истории Киевского университета Св. Владимира. Хотя имел такое желание, а также желание вернуться на Украину, в частности дожить возраст в Киеве. Николая Костомарова не допустили в Киев и кафедру, невзирая на то, что многочисленные университеты и научные общества, даже академии, в том числе иностранные, избрали его действительным или почетным членом. Последние годы своей жизни, невзирая на болезнь и ухудшение зрения, Николай Костомаров продолжал старательно посещать архивы, осуществлял разные поездки, в том числе на археологические съезды к Казани (в 1877 г.) и Тифлисе (в 1881 г.).

7 апреля в 1885 г. Николай Костомаров умер в своей петербуржской квартире. Это грустное событие не могло оставить безучасними всех, кто его знал. Похоронен он на Волковому кладбище в Санкт-Петербурге. За 20 последних лет жизни Николай Костомаров написал свыше 200 трудов, которые стали энциклопедиями жизненных долей и характеров выдающихся людей прошлого. Оппозиционность к российскому самодержавию, внимание к массовым народным движениям – основной стержень исторического и литературного наследия Николая Ивановича Костомарова.

.