Архип Куинджи

Архип Куинджи

Жизнь и творчество этого художника выделяются контрастами и неожиданными поворотами судьбы. Всенародная слава и популярность его произведений совмещались с недоразумением, а иногда и просто осуждением таланта художника; почти нищенское существование в детстве и юности сменилось богатством, которое пришло вместе с успехом. Родился Архип Иванович Куинджи в 1842 г. на околице Мариуполя. Его отец, Иван Христофорович, был сапожником. Фамилия же Куинджи была дана будущему художнику по фамилии деда, что по татарски значит «золотых дел мастер». Это была дань семейному переводу. Сам Архип Куинджи считал себя греком и исповедовал православие.

В 1845 г. Архип осиротел и его взяли к себе родственники. Они же позаботились и об его образовании. Сначала мальчик изучал греческий язык у «свободного» учителя, потом недолго посещал городскую школу. В 11 лет начал работать у подрядчика Чабаненко на строительстве церкви. Грамотному мальчику поручили принимать кирпич. В толстой книге учета начали появляться записи и… рисунки. Рисовал юный художник Куинджи и на стенах кухни Чабаненко, где и жил. Однако подрядчик отнесся к творчеству своего подопечного доброжелательно и даже не без гордости показывал его рисунки приятелям.

Позже Архип Куинджи служил у хлеботорговца-итальянца Аморетти. Должность его имела название «комнатный мальчик», то есть слуга. Рисование же длилось. Один из гостей хозяина советовал Архипу Куинджи поехать в Феодосию, к известному художнику И. Айвазовскому, и даже дал ему рекомендательного письма. В 1855 г., в разгар Крымской войны, Архип Куинджи пешком отправляется в Крым. Айвазовского в то время в Феодосии не было, поэтому устроиться Куинджи помог молодой художник Адольф Феслер, ученик мариниста.

Некоторое время Архип Куинджи находится в Одессе, работает ретушером. Потом отправляется в Петербург с мечтой об Академии искусств. Сразу поступить не удалось – не хватало знаний. Однако это не могло остановить назойливого парня. Он трудится «по специальности» и посещает Академию искусств как свободный слушатель. В 1868 г. на академической выставке появляется его картина «Татарское село при месячном свете», которое вызывает достаточно большой интерес публики и профессионалов. Архипа Куинджи Советом Академии признано достойным звания свободного художника, которое он получит, когда сдаст «словесный экзамен».

В 1869 г. Архип Куинджи выставляет на академической выставке уже три работы – «Рыбацкую хату на береге Азовского моря», «Буря на Черном море при закате солнца» и «Вид Исаакиевского собора при лунном свете». В Академии искусств Архип Куинджи окунается в атмосферу художественной жизни, знакомится со многими художниками, особенно сближается с Ильей Репиним и Васнецовим. Начинает искать собственный путь в искусстве. В 1870 г. образуется Общество передвижных художественных выставок. Архип Куинджи знакомится с лидером передвижников – И. Крамским и симпатизирует им. Лето 1872 года художник провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Результатом этой поездки стали картины «Ладожское озеро» (в 1872 г.) и «На острове Валаам» (в 1873 г.). Картину «На острове Валаам» приобрел известный галлерист П. Третьяков, и у Архипа Куинджи появилась возможность поехать за границу. Он посещает Германию, Бельгию, Францию, Великую Британию, Швейцарию, Австрию.

Вернувшись к Петербурга, Архип Куинджи создает картину «Забытое село» (в 1874 г.), а после поездки к родному Мариуполю пишет «Чумацкий тракт» (в 1874 г.). Обе картины с большим успехом экспонируются на передвижных выставках, их покупает П. Третьяков. В 1875 г. Архип Куинджи приняли в Общество передвижников и он во второй раз посетил Париж. В 1876 г. на дежурной передвижной выставке Куинджи показывает одну из лучших своих картин – «Украинская ночь», которая тоже попадает в галерею П. Третьякова. Мастерство Архипа Куинджи в передаче месячного света – результат огромной работы художника, длительных поисков. Его мастерская была лабораторией исследователя. Он много экспериментировал. Изучал законы действия дополнительных цветов. Разыскивая нужный тон, Архип Куинджи сверял его с цветными аналогами в самой природе. Упрямым, назойливым трудом достигал виртуозного владения цветом, композиционной простотой, которые выделяют его лучшие работы.

При достижении апогея славы, в 1882 г. Архип Куинджи вдруг замолкает. В течение следующих тридцати лет он лишь один раз выставит свои произведения. Конечно, такое решение мастера кажется непонятным и даже таинственным. Друзья не понимали причину, волновались. Сам Архип Куинджи объяснял это так: «Художнику нужно выступать на выставках, пока у него, как у певца, есть голос. А как только голос спадет, нужно идти и не показываться, чтобы не осмеяли». Однако писать он не перестал. Работал почти тайком, замкнувшись в мастерской, куда никого не пускал. Между 1882 и 1910 годами Архип Куинджи создал около 500 работ. Все они (за исключением четырех) стали известны уже после смерти автора. Преимущественно это своеобразные картины-этюды.

Огромная популярность художника отобразилась на его благосостоянии. В 1882 г. Архип Куинджи – богатый человек. Полученные за картины достаточно большие деньги он выгодно вложил, купив прибыльный дом. В 1888 г. художник приобрел большое имение Сара-Кикенеиз в Крыму, куда и переехал с женой. Благодаря свободному владению языком местных жителей Архип Куинджи приобрел славу чуть ли не мудреца-отшельника.

В 1899 г. Куинджи разошелся с художниками Общества, с которыми до тех пор поддерживал полудружественные отношения. Окончательная ссора произошла на праздновании столетнего юбилея К. Брюллова. Когда ученики задумали создать в 1909 г. Общество Архипа Куинджи, художник передал в его собственность все картины и деньги, которые у него были, а также свои земли в Крыму. В 1910 г. Общество насчитывало 101 художника. К нему присоединились и некоторые ученики Архипа Куинджи, но большинство из них относилось к этой идее достаточно скептически.

Того же, 1909, году художник Куинджи занемог. Врачи констатировали болезнь сердца. Следующего лета Куинджи посетил Крым. Однако в Ялте состояние его здоровья значительно ухудшилось. Оказалось воспаление легких. Жена решила отвезти его обратно в Петербург. Врачи позволили переезд лишь при постоянном присмотре медсестры. По дороге в Петербурга здоровье Архипа Куинджи ухудшилось, доехал он в безнадежном состоянии. 11 июля 1910 г. художника не стало.

До последних дней Архип Куинджи оставался верным искусству, делая все, что было в его силах. Жене осталась его небольшая пенсия. Основной капитал – 453 300 рублей и художественное наследство стоимостью полмиллиона, Архип Иванович Куинджи завещал Обществу его имени. Своим откровенным и вдохновленным творчеством он прославил российское и украинское искусство.

.