Князь Аскольд

Князь Аскольд

Сложным моментом в истории восточнославянского мира и Руси стал IX в., на середину которого приходится завершение процессов становления государственности и формирования феодальных отношений. В это время существовали два восточнославянских государства: северное, с центром в Новгороде, где княжил варяг Рюрик, и южное, с центром в Киеве. Киевский стол занимал князь Аскольд – один из самых выдающихся государственных деятелей раннего периода средневековой Европы. Именно при его правлении Киевское государство переживает общий подъем, уверенно выходит на мировую арену, становится важным фактором тогдашней международной политики.

Кто же он такой, князь Аскольд? Что мы знаем о нем? Откуда он пришел на киевский стол? Когда начал княжить? К сожалению, летописные свидетельства об Аскольде не всегда отвечают действительности; они достаточно скупы, а иногда и противоречивые. Кроме того, почти всегда Аскольдовое имя вспоминается рядом с именем его брата Дира. По данным «Повести временных лет», Аскольд с Диром были дружинниками Рюрика, скандинавами по происхождению. В 862 г. они получили Киев и стали киевскими князьями. Однако в самом давнем, Киевском летописном своде нет никаких сведений о прибытии Аскольда и Дира к Киеву, лишь извещается, что они княжили в нем. У историков есть весомые основания считать Аскольда и Дира последними представителями княжеской династии, основанной полулегендарным Кием. Большинство современных исследователей считает Аскольда потомком Кия, младшим братом, Дира, прямым и законным наследником киевского престола.

Князь Аскольд осуществил ряд мероприятий, направленных на укрепление Киевского государства, утверждения его, военного могущества. Этой цели служили походы князя, главным направлением которых стали юг и юго-восток. Неизвестно, какого года Аскольд пришел к власти, но уже в 852–853 гг. войско Аскольда принимала участие в борьбе с арабами в Закавказье, а в 864 г. русское войско дошло до берегов Каспийского моря. Значительное внимание уделял князь и укрощению кочевников Степи. В 864 г. в Никониевской летописи (XVI ст.) находим запись о гибели Аскольдового сына. Достовернее всего, это произошло во время похода князя на болгар. Под «болгарами» здесь следует понимать кочевников, известных под названием «черных», которые кочевали около южных границ Руси.

Однако наибольшее значение имели знаменитые походы против Византийской империи и заключены с греками мирные соглашения. Первый поход приходится на 860 г., когда киевское войско и флот неожиданно окружили Константинополь и с суши, и с моря и заставили имперскую администрацию заключить мирный договор. Момент для молниеносного удара Аскольдом был выбрано очень удачно: весной в 860 г. император Византии Михаил во главе 40-тысячного войска отправился в поход против арабов, а византийский флот был отправлен в остров Крит для борьбы с пиратами. В столице остался небольшой гарнизон, явно недостаточный для обороны городских стен. Внешнеполитическими трудностями и слабостью империи немедленно воспользовался Аскольд. Появление ранее невиданного грозного войска русичей испугало обитателей Царгорода. Греки должны были оплатить киевскому кагану огромную контрибуцию и согласиться платить Руси дань, которая должна была идти на содержание русских купцов в Византии. По утверждению венецианского хрониста Иоанна Диякона, победители вернулись на Русь «с триумфом».

В 866 г. Аскольд опять собирает войско и отправляется на 200 кораблях в третий поход на Царгород. Но в этот раз судьба отвернулась от князя. Неожиданная буря повлекла гибель русского флота. Несколько лет понадобилось Аскольду, чтобы построить новые корабли и собрать великое войско. В 874 г. киевские воины опять двинулись на Константинополь. Но и в этот раз открытая битва не состоялась, – греки предложили Аскольду мир. Был заключен новый договор, который максимально обеспечивал интересы киевской стороны. Походы на Византию имели огромное значение. Русь была признана великим государством, достойным противовесом империи. Она утверждалась на побережье Черного моря, которое в тогдашних документах не случайно называли «Русским морем».

Князь Аскольд также уделял большое внимание идеологическому и культурному развитию государства. Именно его княжению принадлежит первое крещение Руси. Настоящий акт не был случайным, он был глубоко закономерным и подготовленным всем предыдущим развитием страны. На Руси уже давно были знакомые с верой Христова. Победные походы на Византию, бесспорно, стали толчком к Аскольдового крещения. Источники называют разные даты этого события: в одних находим 860 год, в других – 867-й. Достоверность крещения русичей в 60-х годах IX ст. у современников не вызывала сомнений.

При князе Аскольде в Киеве начинается каменное строительство, для чего из Византии приглашают опытных мастеров. Развиваются изобразительное искусство и письменная культура. Русь переводит на свой язык церковные книги. Кроме религиозной литературы, появляются и первые светские произведения, в частности начинается летописание. Первая историческая хроника Руси, так называемая «Летопись Аскольда«, являла собой, прежде всего идеологический документ, призванный определить место Киевского государства в тогдашнем мире.

Князь Аскольд трагически погиб в 882 г. в результате мятежа реакционной антихристианской верхушки, осуществленного при помощи ладожского воеводы Олега, который стал правителем Северной Руси в 979 г., после смерти князя Рюрика. Формально на княжеском столе сидел малолетний сын Рюрика Игорь, а Олег был лишь регентом. Лицо некняжеского ранга, но ловкий и неразборчивый в средствах, Олег не собирался удовлетворяться ролью ладожско-новгородского князя. Его привлекали Киев и далекий Царгород.

Есть все основания думать, что события 882 года были старательно спланированы и организованы боярской оппозицией. Если бы не это, вряд ли смог Олег захватить хорошо укрепленную столицу южной Руси. Возможно, недовольные политикой князя антихристианськие круга и сами призывали Олега-язычника к Киеву. Со смертью Аскольда все достижения выдающегося властителя пошли по ветру. Русь была отброшена назад. Начался длительный и драматичный этап языческой реакции. Изменение династии привело и к отделению некоторых «племенных» владений Киева и ухудшения отношений с Византией.

Князь Аскольд был похоронен на месте его мученической смерти (в районе урочища Венгерского), и с того времени эта местность называется Аскольдова могила. Через 50 лет княгиня Ольга построила здесь церковь во имя Святого Николая (под этим именем Аскольд принял святое крещение). Впоследствии на этом месте был женский монастырь, а из XII ст. – мужской. в 1810 г. на Аскольдовой могиле возвели небольшую каменную церковь, которую в 1934 г. переделали на парковый павильон. В 1998 г. церковь Св. Николая отстроили, теперь она принадлежит греко-католической церкви.

.