Евгений Патон

Евгений Патон

Становление и развитие украинской школы мостостроения неразрывно связано с именем выдающегося украинского ученого Евгения Оскаровича Патона. Природа одарила его блестящими способностями инженера и феноменальной работоспособностью. Талантливый научный работник и педагог, он много лет возглавлял созданный им Институт электросварки и сделал незаурядный вклад в развитие многих отраслей промышленности Украины. Родился Евгений Патон 5 марта 1870 г. в Ницце, где с 1865 г. жила семья Патона после назначения сюда консулом отца – Оскара Петровича Патона, по образованию инженера.

Родители достаточно ответственно относились к организации полноценного развития детей. Как засвидетельствует позже Евгений Патон, главное внимание было направлено на то, чтобы в чужой стране дети не выросли иностранцами без рода, без племени. Для учебы Евгению Патону была выбрана гимназия в Штутгарте, потому что, по мнению отца, система образования и воспитания в Германии более сурова и лучше готовит к жизни. Продлил учебу Евгений Патон на инженерном отделении Дрезденского политехнического института, известного своей мостостроительной научной школой.

Уже на последнем курсе института Евгению Патону поручили преподавательскую работу, а сразу по окончании он получил приглашение работать на наибольшем машиностроительном заводе. Его коллегами могли стать европейские ученые, а заказчиками – европейские промышленники. Но Евгений Патон мечтал работать в России. Для этого нужно было иметь диплом российского учебного заведения. Поэтому в июле 1895 г. Евгений Патон подает просьбу в министерство путей сообщения о допущении к проверочному экзамену. Осенью 1895 г. Патон становится студентом пятого курса Петербуржского института путей сообщения. Здесь на протяжении года учебы он сдает 12 экзаменов по предметам, которыми отличались программы двух институтов, и за 4 месяца успевает подготовить дополнительно 5 курсовых проектов. В довершение Евгений Патон блестяще защищает дипломный проект по новейшей на то время методике расчета ферм на подвижные нагрузки с помощью линий влияния.

Дважды дипломированный, Евгений Патон берется к проектированию мостов и металлических перекрытий в техническом отделе службы пути Николаевской (впоследствии – Петербуржско-Московской) железной дороги, совмещая эту работу с педагогической деятельностью. С 1 июня 1905 г. Евгений Патон зачислен в штат КПИ на должность ординарного профессора кафедры строительного искусства и архитектуры. Впоследствии Евгений Патон вспоминал: «В учебных делах царствовал беспорядок, в проведении зачетов – хаос». Больше всего его удивила так называемая «умозрительность преподавания», когда студентам все объяснялось на словах без предметного показа. Евгений Патон приложил много усилий для оснастки учебных кабинетов наглядными принадлежностями, а также для развития инженерного музея.

В военные годы, которые обнаружили неподготовленность России к войне, Евгений Патон проектирует разные мосты по заданию военного ведомства, создает оригинальную конструкцию разборных мостов, которые получили название «мосты Патона» и широко использовались для военных потребностей. В 1918 г. Евгений Патон выдал широко известный труд «Возобновления мостов». В 1920 г. он организовал Киевскую мостоиспытательную станцию. К этой большой инженерной практической деятельности Евгений Патон широко привлекает студентов, утверждая принцип подготовки инженера на конкретных заданиях, приближая учебный процесс к инженерному труду на всех стадиях учебы.

В 1929 г. несколько учебных заведений Киева выдвинули профессора КПИ Евгения Патона в члены Всеукраинской Академии наук. Патон был избран академиком и резко изменил основное направление своей деятельности. Он считал, что в проектировании мостов добился больших успехов, но процесс их изготовления очень трудоемок и несовершенный. Усовершенствовать этот процесс можно с помощью сварки металлов, и академик Евгений Патон основное внимание начинает уделять сварке. Это была новая область науки и техники, которая только начинала развиваться, но 60-летний Евгений Патон с молодецким запалом организует новое дело. Впервые в мире Евгений Патон разработал комплексную программу решения проблем сварочного производства, основанную на научных исследованиях, и начал осуществлять свои идеи с совсем небольшим коллективом молодых инженеров и лаборантов.

В середине 1940-х годов в институте были завершены работы по созданию оборудования и технологии автоматической скоростной сварки под флюсом. Ввиду высокой эффективности технологии, правительство приняло специальное постановление о широком внедрении автоматической сварки. Руководство всеми работами возлагалось на Евгения Патона – в связи с чем он был назначен государственным советником Совнаркома СССР. В Нижнем Тагиле, на «Уралвагонзаводи» Институт электросварки Евгения Патона «встретился» с Танковым заводом им. Коминтерна (№ 183), который прибыл из Харькова. Евгений Патон знал, что никто в мире (в том числе он сам) не смог соединить броневую сталь автоматической скоростной сваркой, – на швах внезапно появлялись трещины. Но он опять взялся за решение новой для себя проблемы. Евгений Патон преодолел множество препятствий научного и организационного характера.

Труд Евгения Патона был отмечен званием Героя Социалистического труда – первой среди ученых АН УССР. Он был награжден не только трудовыми орденами, но и двумя боевыми – уникальные награды для академиков. Последней работой Евгения Патона было проектирование, разработка технологии и строительство, индустриальным методом сплошного сварного моста в Киеве – наибольшего на то время в Европе, который был открыт 6 ноября 1953 г. Лишь три месяцев не дожил Евгений Патон до его открытия.

Евгений Оскарович Патон – выдающийся ученый, им по праву гордится нация. Однако он был не только ученым. Это чрезвычайный талант, в котором высокая наука объединилась с инженерным гением и безграничной преданностью делу формирования новых поколений инженеров-мостовиков. Дело Патона продлили его многочисленные ученики и сын – Борис Евгеньевич Патон, президент НАН Украины, директор Института электросварки, им. Евгения Патона.

.