Соломея КрушельницкаяСоломея Амвросиевна Крушельницкая родилась в 1872 г. в с. Билявинцы в семье священника. Детство будущей певицы проходило в с. Билла под Тернополем, куда переехала вся семья. Еще ребенком Соломия Крушельницкая учится играть на фортепиано, в школьные годы поет в сельском хоре, организованном отцом, и даже некоторое время руководит хором.

Заметив талант дочки, отец, наперекор устоявшемуся среди галицких мещан мнению о красивом воспитании девушек, на одолженные деньги отправляет ее в Львовскую консерваторию. Там Соломия Крушельницкая учится игре на фортепиано у профессора Вшелячинского, а пению – у профессора Высоцкого. Во время учебы Соломия Крушельницкая активно участвует в концертах музыкального общества «Боян», выступает на студенческих вечерах и тому подобное.

В 1893 г. Соломея Крушельницкая закончила Львовскую консерваторию с отличием и медалью. Затем она успешно дебютировала в опере «Фаворитка» Грамма. Доницетти, впоследствии в «Сельской чести» Масканьи. Став солисткой Львовской оперы, Соломия Крушельницкая не останавливается на достигнутом и осенью 1893 г. отправляется на учебу в Италию. Здесь она совершенствует искусство пения у профессора Фаусти Кресли в Милане, а сценическим мастерством и мимикой овладевает под руководством профессора Конти. На это время приходится начало ее переписки Іваном Франком, который тогда возглавлял Радикальную партию.

Между тем учеба проходит успешно, и через год Соломия Крушельницька уже поет ведущие партии в оперных театрах Италии, где быстро получает любовь публики. Впоследствии она продлевает контракт с Львовской оперой. Первое после учебы выступление во Львове состоялось 8 мая в 1894 г. в представлении «Фауст» (Соломия Крушельницька пела Маргариту). Позже выполняла ведущие партии в операх «Аида», «Трубадур», «Бал-маскарад», «Африканка», «Галька», «Страшный двор». Весной в 1894 г. Соломея опять отправляется в Италию, а через год возвращается во Львов, где поет партию Манон в опере Дж. Пуччини «Манон Леско».

С началом нового 1895 г. Соломия Крушельницька продолжает изучать вокальное и драматичное искусство в Милане. Слава Саломеи распространяется странами Европы. Один из наилучших того времени Одесский оперный театр пригласил ее на гастроли в составе итальянской труппы как примадонну. С 21 ноября 1896 г. по 8 марта 1897 г. Соломия Крушельницька пропела здесь весь свой репертуар и, кроме того, «Джоконду» А. Понкъелли, «Отелло» Дж. Верди, «Тангейзер» Г. Вагнера. После одесских гастролей она едет во Львов, где принимает участие в концерте, посвященному 36-летию смерти Тараса Шевченко.

Тогдашняя критика писала, что Соломия Крушельницька на сцене правдивая и природная благодаря врожденному таланту, а также опыту. Поэтому драматичная игра была на таком же высоком уровне, как и вокальный талант. На то время Соломия Крушельницька имела в репертуаре свыше тридцати самых разнообразных опер и никогда не повторялась даже в наименьших деталях. После триумфа в Варшаве Соломия Крушельницька покорила Петербург. По приглашению самого императора выступила с концертом в царском дворце, где не пропустила случай пропеть в конце украинских народных песен, как это делала в каждом концерте. Знакомство с российской оперой Соломия Крушельницька начала с «Евгения Онегина», где выступила в роли Татьяны.

Уже будучи в зените славы, Крушельницкая решила сойти с оперной сцены и посвятить себя концертной деятельности. В последний раз она выступала в миланском театре «Ла Скала» (февраль в 1915 г.) в премьере оперы И. Пиццетти «Федра». В 1923 г. Соломия Крушельницька начала концертные туры Европой и Америкой. Гастрольные маршруты Саломеи пролегали многими городами мира, но всегда завершались на Галичине. Соломия Крушельницька приезжала сюда, чтобы принять участие в концертах по случаю разных юбилеев писателей, поэтов, композиторов. Ее соединяли дружеские отношения с Иваном Франко, М. Павликом, Д. Сичинским, Ольгой Кобылянской. Соломея никогда не забывала своего происхождения и всем сердцем желала культурного расцвета своему народу. Мечтала о создании украинской оперы и зарабатывала деньги на здание украинского университета и театра во Львове.

Партии в операх Штрауса стали последними, Соломия Крушельницкая оставила сцену и поселилась в Виареджо. После пережитых триумфов в Европе и Америке она вступила в брак с итальянцем (мэром города Виареджо) Чезаре Риччиони. Между тем в Италию проникает фашизм, это негативно отражается на судьбе друзей Соломии Крушельницкой. А их и так все уменьшается. Во Львове умирает Н. Павлик, через год – И. Франко, потом Дж. Пуччини, Элеонора Дузе… в 1939 г. умирает муж Саломеи Амвросиевны. Она возвращается во Львов. Соломия Крушельницкая посещает родственников и друзей, особенно часто наведывается в с. Дубовина на Львовщине. Именно здесь ее застает Вторая мировая война. Во время войны Соломия Крушельницкая переживала трудное положение, не имела возможности работать, но не сетовала на судьбу.

В 1944 г. Саломею Амвросиевну пригласили в Львовскую государственную консерваторию им. Николая Лысенко, а в 1952 г. она становится профессором. Невзирая на возраст (семьдесят лет) и болезнь, Соломия Крушельницкаяс запалом работала и была счастливой, что получила возможность работать на родной земле. Имела много учеников, которым пыталась передать все свои знания. 16 ноября в 1952 г. Саломеи Амвросиевны Крушельницкой не стало. Ее похоронили на львовском Лычаковском кладбище, рядом с могилой Ивана Франка, около могилы Н. Павлика.

В историю мирового искусства Соломия Крушельницкая вошла как человек, которого судьба наделила артистическим талантом и чрезвычайной красоты голосом. Ее смело можно назвать великой артисткой XX века, гордостью украинской и мировой сцены. Соломия Крушельницкая любила искусство, жила им и служила ему, любила родную землю и своим пением прославляла Украину и украинский народ.

.