Лесь Курбас

Лесь Курбас

Александр Степанович Курбас родился 12 марта 1887 г. в с. Старый Скалат в семье актеров Яновичей. В1900 г. мальчик пошел в третий класс Тернопольской классической гимназии с украинским языком учебы. В 1906 г. Лесь Курбас выступил как солист в составе мужского хора на концерте в Тернополе по случаю 45-летия со дня смерти Тараса Шевченко. В этом же году в «литературно-научном вестнике», который выходил под редакцией Ивана Франка, Лесь Курбас под псевдонимом «Зенон Мислевич» опубликовал рассказ «В лихорадке», в январе 1907 г. написал новеллу «Сны».

Весной 1907 г. Лесь Курбас заканчивает гимназию и поступает на философский факультет Венского университета. Здесь он изучает театральное искусство у немецкого актера И. Кайнца. В течение 1908-1910 гг. Лесь Курбас учится во Львовском университете. Во Львове он работает также как режиссер и актер любительского драматичного кружка студентов Львовского университета. С большим успехом поставил во Львове пьесу Чирикова «Евреи», в которой сам сыграл роль Нахмана. В 1910 г. Лесь Курбас завершает учеба на философском факультете Львовского университета. В начале 1911 г. Курбас работал в Гуцульском театре Игната Хотке-вича. В 1912 г. Лесь Курбас начинает профессиональную театральную деятельность как актер театра «Русская беседа» под руководством Иосифа Стадника.

В целом современники вспоминают о Леся Курбаса как о человеке интеллигентном, общей высокой культуры, человека, который полностью отдал себя искусству. Курбас в совершенстве владел украинским, русским, немецким, польским языками. Знание языков давало Лесю Курбасу возможность читать в оригинале большинство произведений мировой литературы, художественных журналов, непосредственно знакомиться со всеми тогдашними художественными направлениями. В начале Первой мировой войны театр «Русская беседа» на время прекращает существование. Лесь Курбас поселился в Тернополе и в 1915 г. организовал общество украинских актеров под названием «Тернопольские театральные вечера». Деятельность театра началась 18 октября 1915 г. представлением «Наталья Полтавка» по пьесе Ивана Котляревского. Этот спектакль имел большой успех и стал первым режиссерским триумфом Леся Курбаса.

Уже до весны 1916 г. режиссер осуществил постановки около тридцати пьес. Во время работы над представлением Лесь Курбас знакомил актеров с автором произведения, с эпохой, на фоне которой происходит действие, очерчивал характеры персонажей, отмечал, какие мысли нужно донести к зрителю. Весной 1916 г. Лесь Курбас переходит работать в киевский Украинский театр. Дебютирует в роли Степана в пьесе «Невольник» М. Кропивницкого. Впоследствии получил та роль Хлестакова в «Ревизоре» Николая Гоголя. После февральской революции Лесь Курбас оставляет труппу Садовского и берется за создание Молодого театра на основе кружка. Курбас уделял большое внимание воспитанию актера как мастера нового театра. В первом сезоне Лесь Курбас поставил «Молодость» М. Гальбе, «Этюды» Олександра Олеся, «В пуще» Леси Украинки, «Черная Пантера и Белый Медведь» Владимира Винниченко. Второй сезон в Молодом театре (1918-919 гг.) продемонстрировал рост Леся Курбаса как режиссера – мастера разных стилей, разной манеры игры актеров.

В мае 1921 г. тогдашний нарком образования УССР Гринько вызывал Курбаса в Харьков и предложил, на базе своего коллектива создать первый государственный центральный образцовый театр. Лесь Курбас соглашается. Он переезжает вместе с семьей и актерами в Харьков. Здесь оказалось, что помещение для репетиций, для обитания актеров нет, театру не дают дотации, доли мизерны. Но, невзирая на это, воспаленный желанием создать новый театр, Лесь Курбас начинает экспериментальную студийную работу. В конечном итоге руководители Головмистецтва так и не создали надлежащие условия актерам и в июле 1921 г. театр распался.

Лесь Курбас вместе с женой и несколькими молодыми актерами вернулся в Белую Церковь. Здесь он утверждает новые средства игры актера с целью самостоятельного творения новых театральных композиций. Уже в марте 1922 г. Лесь Курбас учредил в Киеве театральную мастерскую «Березиль», которая вскоре превратилась в художественное объединение. В его состав входило пять мастерских, две из них на периферии – в Белой Церкви и Борисполе. В 1926 г. «Березиль» переводят в Харьков, он становится центральным театром Советской Украины. Здесь «Березиль» ставит «Золотое брюхо» Ф. Кроммелинка, «Мина Мазайло» и ряд других пьес. С успехом проходят гастроли «Березили» в Грузии. После них Лесь Курбас включил в репертуар первое на украинской сцене произведение грузинского писателя Ш. Дадиани «Тетнулд».

Общественно-политическое положение страны на рубеже 2030-х годов не могло не отразиться на культурном поприще. Лесю Курбасу приходилось работать в достаточно плохой атмосфере постоянных подозрений, клеветы, доносов, политических обвинений. Однако до последней возможности Лесь Курбас выступал против партийного направления творчества, вел борьбу с распространенными в то время тенденциями упрощенчества и вульгаризации искусства. В конце 1933 г. за национализм, отрыв от советской действительности и российского театра Леся Курбаса отстранили от руководства театром и сослали на Север. Лишь через десятилетие стало известно, что, пройдя карельские лагеря, Лесь Курбас попал в Соловецкий лагерь особого назначения, где был расстрелян 3 ноября 1937 г. Место его захоронения не известно.

К истории украинского искусства Лесь Курбас вошел как реформатор и организатор нового театра, как режиссер, который своими экспериментами хотел внедрить в практику украинского театра последние достижения западноевропейской театральной культуры. Лесь Курбас сумел сосредоточить наилучших на то время актеров и режиссеров. А его статьи, которые сыграли незаурядную роль в формировании новой театральной мысли, и до сих пор остаются актуальными.

.