Павел ТичинаПавло Тичина – один из самых выдающихся поэтов XX ст., в чьей творческой биографии переплелись радостно тревожные надежды революционных превращений и пафосное восхваление будней советской эпохи. Около шестидесяти лет длилась деятельность Павла Тичини в украинской поэзии, в которой он занял по значению своего художественного взноса одно из первых мест после Ивана Франка и Леси Украинки.

Родился Павел Григорьевич Тычина 27 января 1891 г. в с. Пески на черниговщине, в семье дьяка Григория Тычини. Происходит он из казацкого рода (пращур его был полковником у Богдана Хмельницкого). Семья была многодетна и убога, потому Павел мог учиться только по в черниговской бурсе, а затем в духовной семинарии (1907-1913 гг.). С детства Павло Тичина обнаружил способности к стихосложению, рисованию и музыке, с первого класса бурсы пел в семинарском, а затем в городском самодеятельном хоре. Имел замечательный голос, абсолютный слух и играл на многих музыкальных инструментах, прекрасно владел кистью.

В 1908 г. появляются его первые самостоятельные поэтические произведения Павла Тичини, в которых чувствуется влияние народных украинских песен и произведений Тараса Шевченко. Он пишет и душевно лирические картины природы, преисполненные то нежных, то контрастно изобилующих, красок, тонов, оттенков, и суровые зарисовки реальной действительности. По окончании семинарии Павло Тичина поступил в Киевский коммерческий институт (1913-1917 гг.), подрабатывал помощником хормейстера в украинском театре М. Садовского, в редакции либерального украиноязычного журнала «Свет», газете «Совет».

Искренне приветствовал Павло Тичина национально-освободительные события в Киеве 1917 года, о чем, в частности, свидетельствуют его произведения. Поэт не только видел историческое пробуждение украинского народа, но и воспевал его как наивысшее проявление духовности. С большой силой веры Павло Тичина продолжает воспевать обновленную Украину, все советское государство и в произведениях следующих сборников. Ведь Украина 20-х годов – республика могучего государственного, социального, национального, духовного возрождения. Тогда же Павло Тичина пишет и свою социально-политическую драму «Чистила мать картофель», в котором с поражающей силой раскрывает признаки кризиса социально-политических процессов в государстве. Павло Тичина был поддан критике, приписаны даже националистические акценты. Но он с достоинством отбросил обвинение, доказывая, что в произведении доминирует суровая, гора, но искренняя выстраданная правда.

После переезда в Харьков (в 1923 г.) Павло Тичина с головой окунается в общественную и литературную жизнь. В 1923-1924 гг. работает соредактором рожденного политикой «украинизации» журнала «Красный путь», активно участвует в разных областях общественно-культурной жизни. Павел Тычина верил в конституционную суверенность Советской Украины в составе СССР и много делал для становления украинской литературы, музыки, театрального искусства. В ответ власть все чаще и построже критикует и обвиняет Павла Тычину в «буржуазном национализме» и «протягивании национального дурмана». Яркий талант Павла Тычины был деформирован условиями тоталитарного режима. При сложных общественно-политических условиях 1930-х годов Павло Тичина был вынужден вопреки исторической правде воспевать революционный героизм, прославлять советский патриотизм и интернационализм, возвеличивать Сталина и большевистскую партию. Чтобы воздержаться на «Голгофе славы», как высказался Василий Стус, Тычина должен был с годами превратиться в «живую мумию».

В годы войны с фашизмом Павло Тичина во время эвакуации находился в Уфе. Наибольшим достижением военных времен стала его поэма «Похороны друга», написанная поздней осенью 1942 г., в наиболее напряженные дни исторической битвы на Волге. В послевоенный период Павло Тичина активно занимается общественной деятельностью. С 1947 г. он член-корреспондент Болгарской АН, доктор филологии; 1943-1948 гг. – министр образования УССР; 1953-1959 гг. – председателя Президиума Верховной Рады УССР, заместителя председателя Совета Национальностей Верховной Рады УССР. В 1967 г. Павло Тичина получил звание Героя Социалистического Труда.

Многочисленные сборники поэта выходили и в послевоенные годы, хотя ни одна уже не приобрела такого широкого звучания. Временами можно услышать: но в последние годы Павло Тичина только воспевал действительность застойных лет, его талант погасал. И в этом есть частица правды. В духе тогдашних убеждений Павел Тычина выдал ряд агитационных поэзий «на злобу дня». Последний сборник «Серебряная ночь» вышел в 1964 г. Не стало поэта 16 сентября 1967 г. Уже после его смерти вышли сборник «В сердце моем», симфония «Сковорода», где Павло Тичина открылся новыми гранями таланта.

Невзирая на гиблое для творца влияние тоталитарной системы, заложником которой он был, Павло Тичина в отрасли поэзии, прозы, публицистики, а также в научно критических трудах обнаружил себя одним из самых образованных советских писателей, творчество которого принадлежит к вершине украинской поэзии и лучших традиций поэзии мирового уровня. Судьба Павла Тычины – это судьба его нации. Есть в ней трагические страницы, болезненные неудачи, но доминирует жажда жизни, энергия творения, высокий идеал справедливости.

.