князь Владимир

князь Владимир

По-видимому, трудно найти среди деятелей европейского средневековья лицо, более преисполненное противоречий, чем великий князь Владимир Святославович. Сложной была его судьба, длинным и тернистым путь к власти. Переломным моментом в его жизни стало приобщение в 988 г. к вере Христова и крещению подвластных ему земель. До принятия христианства «Повесть временных лет» изображает его упорным язычником, жестоким убийцей, пьяницей и насильником, после – усердным христианином, просветителем Руси, защитником бедных, и голодных, мудрым и справедливым обладателем одной из самых могучих держав тогдашнего мира. Таким остался князь Владимир и в памяти следующих поколений. Князь, прозванный в народе Владимир Красное Солнышко, стал любимым персонажем многочисленных былин так называемого киевского цикла.

Владимир родился в около 960 г. Он был бастардом – внебрачным сыном Святослава Игоревича и Ольжиной ключницы Малуши, социальный статус которой при княжеском дворе был достаточно неопределенным. Конечно, происхождение князя Владимира не могло не отразиться на характере будущего правителя и его поведении в начале карьеры. За велением отца, который после смерти княгини Ольги в 969 г. передал правление государством своим сыновьям, князь Владимир сел в Новгороде Большом. С ним на север отправился его дядя и воспитатель Добрыня, который фактически и управлял новгородскими землями от имени малолетнего племянника.

Неожиданная смерть Святослава в 972 г. автоматически сделала большим князем Ярополка Святославича, который сидел в Киеве, Владимир же остался в своих владениях. Несколько лет минули относительно спокойно, пока в 975 г. не вспыхнуло междоусобие между Ярополком и Олегом, спровоцированная Ярополковим воеводой Свинельдом. В ходе конфликта Олег был убит. Смерть брата, по словам летописца, испугала князя Владимира и тот вынужден был убегать за море, в Скандинавию, понимая, что открыто выстоять против Ярополка он не в состоянии. Поддержки на Руси он не имел и единственное, на что мог рассчитывать, были варяжские наемники.

В 980 г. князь Владимир с варяжским войском, нанятым на деньги новгородских купцов, возвращается в Новгород, выгоняет из него Ярополкового посадника и начинает готовиться к походу на Киев. Чтобы укрепить свое положение и заручиться поддержкой полоцкого князя Рогволода, Владимир сватается к его дочери Рогнеде, но княжна в обидчивой форме отказывает ему. Разгневан князь врасплох нападает на Полоцк, убивает князя с сыновьями, а Рогнеду силой берет себе за жену. Вскоре войско князя Владимира появилось под стенами столицы Руси и остановилось на Дорогожичах. Теперь Владимир решил действовать с помощью хитрости и измены. Он подкупил Ярополкового воеводу Блуда и тот посоветовал своему князю убегать из Киева в небольшое местечко Родень. Князь Владимир без боя вошел в Киев, а затем подступил и к Родни. И опять свое черное дело сделал Блуд. Подговоренный им Ярополк пригодился показаться и выйти к брату, но был коварно убит дружинниками князя Владимира. Больше никто не мешал последнему занять киевский стол и в 980 г. он начал княжить в Киеве один.

Новому великому князю Владимиру досталось тяжелое наследство: территория страны значительно сократилась (была потеряна вся степь и часть лесостепи); ухудшились отношения с Византией (позорный договор Святослава лишил Русь достаточно больших преимуществ); даже сама целостность страны очутилась под угрозой (некоторые племена хотели отделиться от Киева). До всего этого добавились еще и проблемы с шведскими наемниками, которые пытались держать князя Владимира под контролем. Но и молодой князь обнаружил незаурядные дипломатические способности: части наемников он пожаловал земельные владения и сделал их своими вассалами, остальных спровадил на юг воевать с Византией.

В не меньшем внимании нуждалась и перестройка Киева, где князь Владимир начал возводить новую крепость – «город Владимира». Укрепления заняли почти всю Старокиевскую гору и достигли площади 10 гектаров. Здесь были возведены большие деревянные здания и величественные каменные княжеские дворцы. Закрепившись на престоле, великий князь Владимир развернул энергичную реформаторскую деятельность, направленную на укрепление Киевского государства. Важнейшей была административная реформа, с которой была тесно связанная и военная реформа. Ликвидировав вооруженные формирования местных князей, князь Владимир начал раздавать земли (при условии военной службы их владельцев) представителям разных слоев населения. Постепенно создавалась так называемая «младшая дружина», которая в дальнейшем становилась главной опорой большого князя.

В то же время в приграничье начинается строительство малых городов-крепостей. В течение короткого времени князем Владимиром возводятся города Воинь, Витачив, Белгород, другие укреплены пункты. Кроме городов, Владимир создает принципиально новый тип укреплений – многокилометровые земляные насыпи, объединенные в девять оборонных линий, которые стали достаточно действенным средством защиты от кочевников степи.

Но наиболее прославился князь Владимир религиозной реформой. В начале своего правления он прибегает к созданию в Киеве пантеона языческих богов, призванного объединить местные культы и превратить их в единственную государственную религию. Однако желаемых последствий это не дало. Языческая религия родового строя так и не стала консолидирующим фактором в стране. Молодому феодальному государству больше, чем любая другая религия, отвечало христианство с его монотеизмом, иерархией святых, развитым учением о господстве и подчинении и проповедью, о непротивлении злу.

Однако большинство населения не желало принимать новую и князь Владимир должен был прибегнуть к принудительным мероприятиям. Жители столицы были согнаны в Днепр, где и происходило крещение. Насильственное крещение не могло сразу сделать людей настоящими христианами. Официально поддерживая новую веру, они часто не желали отказываться и от старухи, тайком задабривая языческих богов. Такое двоеверие еще долго вызывало сетование и гнев священнослужителей.

После крещения князь Владимир велел возводить христианские церкви во всех городах Руси. В 989 г. Владимир начинает строительство каменного храма – церкви Святой Богородицы Десятинной, на которое была выделена десятая часть княжеских доходов. На протяжении всей древнерусской истории эта церковь имела неопровержимый духовный авторитет, поскольку под ее сводами находились почтенные христианские святыни. Сюда князь Владимир поместил привезенные им мощи святого Климента, а позже в ней был похоронен и сам князь. При храмах создавались школы, к которым князь повелел отдавать детей представителей зажиточных слоев населения.

Значение приобщения Руси к христианскому миру трудно переоценить. Христианская церковь быстро стала одной из важных общественно-политических сил Руси, в сущности, частью самого государства. Она влияла на культуру, на быт и мораль, способствовала распространению письменности, заботилась летописанием, поддерживала развитие связей с другими христианскими странами. Во второй половине правления князя Владимира Русь процветала, она достигла высокого уровня военного могущества, экономической стабильности и культурного подъема. Но не было покоя в княжеской семье. В 1012 г. против отца восстал Святополк. Владимир быстро покончил с мятежом, а сына бросил к тюрьму. В 1014 г. отказался платить дань Киеву Ярослав, княжеский наместник в Новгороде. Разъяренный князь Владимир начинает готовиться к походу на Новгород, но 15 июля в 1015 г. внезапно умирает в своей загородной резиденции. Смерть великого князя Владимира привела к кровавой борьбе за власть между его сыновьями, победителем, из которой вышел Ярослав.

.