Иван Миколайчук

Иван Миколайчук

Выдающийся актер, сценарист, режиссер. 34 роли в кино, девять сценариев и две режиссерских работы. Он был лицом, душой украинского поэтического кино, аристократом духа, блестящим самородком. Недаром же во времена всплеска украинского кино, в 60-70-ые годы, почти ни один фильм не обходился без участия Ивана Мыколайчука: «Тени забытых предков» (1964 г.), «Сон» (1964 г.), «Гадюка» (1966 г.), «Сорняк» (1967 г.), «Каменный крест» (1968 г.), «Анничка» (1969 г.), «Комиссары» (1970 г.), «Белая птица, с черной отметиной» (1971 г.), «Захар Беркут» (1972 г.), «Пропала грамота» (1972 г.), «Тревожный месяц сентябрь» (1977 г.), «Вавилон XX» (1979 г.). Иван Миколайчук был особенным, народным, настоящим, наилучшим. Однако звания народного артиста ему так и не предоставили, потому что тогдашние идеологи вынесли актеру приговор – «националист». Государственную Шевченковскую премию Иван Миколайчук получил уже посмертно.

В селе Чертория, на Буковине, где 15 июня 1941 р. родился Иван Миколайчук, особенны воздух, энергетика и люди. Там человек неотделимый от природы, природа от песни, труд от искусства. В семье Миколайчуков было десять детей. Иван – четвертый. Отец, Василий Миколайчук, всю жизнь работал проходчиком на железной дороге. Еще в юности, Иван Миколайчук определил свою судьбу. Черновицкое музыкальное училище Иван закончил в 1957 г. по специальности «хормейстер художественной самодеятельности». Позже его друзья признавали, что «играть он умеет на всем, что будет под рукой: свирель, рояль, цимбалы, скрипка, баян, труба…, даже арфа». Иван Миколайчук умел услышать музыку во всем, что его окружало.

После училища Мыколайчук учится в театре-студии при Черновицком украинском драматичном театре им. Ольги Кобылянской. В Черновцах, двадцатилетним юношей, он встретил свою будущую жену – Марию Миколайчук. А в 1961 г. Иван Миколайчук поступает в Киевский театральный институт им. И. Карпенка-Карого. Его педадог, известный кинохудожник Виктор Ивченко, посоветовал режиссеру Параджанову, который начинал работу над фильмом «Тени забытых предков», обратить внимание на студента-третьекурсника из Буковины.

В дни съемок «Теней» умер отец Ивана Миколайчука. И этого тяжелого дня судьба послала ему съемки прощального танца с Маричкой. И когда Иван Миколайчук танцевал свой трагический танец, никто и не подозревал, какую боль он нес в душе. После этого актер поехал на похороны рейсовым автобусом. «Тени забытых предков» были признаны одним из 20 наилучших фильмов всех времен и народов. Еще во время съемок «Теней» Миколайчука утвердили на роль Тараса Шевченко в фильме «Сон». В картине показана первая половина жизни поэта – крепостничество, выкуп из неволи, учеба в Академии искусств в Петербурге, поездка к Украине и арест. Смелая и современная трактовка образа Тараса Шевченко сделала фильм достижениям.

После блестящего дебюта в кино Иван Миколайчук активно снимается, щедро даруя свои талант и энергию. Актер пропускал сквозь душу, проживал доли своих героев. Чтобы создать образ Давида Мотузки из роману А. Головка «Сорняк», Иван Миколайчук три дня перед съемками голодал. Ему маловато было грима и освещения, он считал, что нужно иметь измученные глаза. С фильма «Белая птица с черной отметиной» (1971 г.) начинается новая страница в творчестве Ивана Миколайчука – он становится еще и сценаристом. У этой картины длинная и очень непростая судьба. Иван Миколайчук и режиссер Юрий Илленко впервые в советском кино рассказали о судьбе героя УПА – тему опасную и запрещенную в те годы. Тем более, что главный герой в фильме не коммунист, а бандеровец. Первый кинопоказ состоялся во дворце «Украина» перед депутатами XXIV съезда КПУ. Ленту запретили как националистическую, вредную и такую, которая пропагандирует религию. А спас фильм тогдашний Первый секретарь ЦК Компартии Украины Петр Шелест. Он сказал: «Я вырос в селе, и у нас поп был самым образованным человеком. Не знаю, где вы бегали, а я лично в детстве бегал за попом». Поэтому, «Белую птицу» отослали на Московский международный фестиваль, а там он неожиданно получил Золотую медаль.

Фильм Ивана Миколайчука «Вавилон XX» прозвучал как взрыв в украинском кинематографе. Яркий, наполненный фантастическими и в то же время реальными обидами, он ошеломляет щедростью выдумки, музыкальными принципами построения, точным выполнением замысла. В «Вавилоне XX» тесно переплелись святое и грешное, любовь и ненависть. Фильм вобрал все лучше всего, что мог ему дать Иван Миколайчук как сценарист, режиссер, автор музыкального оформления, исполнитель роли Фабиана. г. картина получила приз «За лучшую режиссуру» на Всесоюзном фестивале в Душанбе в 1980.

В 1983 г. в соавторстве с Виталием Коротичем были написаны «Небылицы об Иване, найденные в рисованном ларе с надписями», в 1984 Иван Миколайчук готовился к работе над фильмом по этому сценарию.

В августе 1987 г. Ивана Миколайчука не стало. Теперь его называют символом украинского кино, хотя в целом судьба этого выдающегося украинца, к сожалению, типичная в восприятии соотечественниками. Сам Иван Миколайчук говорил не раз, что у нас, «чтобы что-то доказать, то нужно сдохнуть». Очень много успел сделать художник, но абсолютно правы его друзья, которые утверждают, что он так мало сбылся. Горько, что не судилось актеру сыграть Николая Лысенко в фильме, сценарий какого Иван Миколайчук написал в 1982 г. в соавторстве с Иваном Драчем. Остался мечтой и фильм о гениальном композиторе Максиме Березовском и много другого.

В одном из интервью актер рассказывал, что хочет сделать картину памяти своего друга Леонида Быкова, чтобы «хоть раз в жизни доказать, что о достойном, талантливом человеке можно и нужно говорить правду и при жизни». Он тоже в этом нуждался, так стремился… И завещал свою мечту нам. В том году, когда умер Иван Миколайчук, на пруды его родного села прилетело зимовать много белых лебедей. Люди назвали их Ивановыми, говорили, что то Иванова душа хочет домой.

Женские юбки на сайте annaik.su всегда в наличии. .