Сергей КоролевСергей Королев родился в 1907 г. в Житомире. В 1924 г. закончил в Одессе профессионально-техническую школу. Учился в Киевском политехническом институте. Из 1927 г. работал в авиационной промышленности. Закончил Московское высшее техническое училище и в то же время Московскую школу летчиков (в 1930 г.). Сергей Королев с 1930 г. работал в Центральном аэрогидродинамическом институте. В 1931 г. создал и возглавил Группу изучения реактивного движения (ГВРР). В 1933 г. – заместитель директора Реактивного института, в 1934 г. – руководитель отдела ракетных летательных аппаратов института. Сергей Королев в 1942-1946 гг. работал в ОКБ заместителем главного конструктора двигателей. Последующая деятельность Сергея Павловича Королева как руководителя большого коллектива была направлена на создание мощных ракетных систем.

Сергей Королев развивал теорию ракетного полета в стратосфере (с 1934 г.). Группа изучения реактивного движения построила первую советскую жидкостную ракету «ГИРД-09». Под руководством Сергея Королева разработана система расчетов баллистических и геофизических ракет, созданы ракетоносители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории человечества осуществлены космические полеты человека и выход его в космическое пространство. Под его руководством проводились запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полеты междупланетных автоматических станций до Луны, Венеры и Марса, отработана мягкая посадка на поверхность Луны, создан ряд серий искусственных спутников Земли. Сергей Королев руководил работой многочисленных научно-исследовательских институтов и конструкторских коллективов, которые решали комплексные задания ракетостроения. Воспитал многочисленные кадры ученых и инженеров.

Сергей Павлович Королев начинал свою деятельность с разработки ряда конструкций планеров. На построенных им планерах он летал и сам. Свой дипломный проект – разработку легкомоторного самолета СК-4 – он выполнил под руководством Туполева. Этот самолет был построен и прошел в 1930 г. летное испытание. После знакомства с трудами Циолковского Сергей Королев увлекся идеями создания летательных аппаратов ракетного типа. В 1934 г. вышел труд С.П. Королева «Ракетный полет в стратосфере». Он разработал ряд проектов крылатых ракет с автоматическим управлением и ракетопланера РП-318-1.

В годы Великой Отечественной войны Сергей Королев работал над проблемой оснастки серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями. Новый этап деятельности Сергея Королева начался в 1946 г., когда он был назначен главным конструктором управляемых баллистических ракет дальнего действия. Это было время холодной войны. Баллистическую ракету рассматривали как транспорт для доставки атомного заряда. КБ Сергея Королева обеспечило практическую реализацию программы – от научно-технической идеи к производству ракет и космических кораблей. Это была полностью новая и очень эффективная форма организации.

Через два года, осенью 1948 г., первая советская ракета дальнего действия уже стояла на старте. Вскоре появились новые разработки баллистических ракет дальнего действия. В августе в 1957 г. осуществила свой первый успешный полет межконтинентальная ракета – одна из вершин инженерного гения Сергея Королева, что ознаменовала революционный переход от одноступенчатой конструкции средней величины к многоблочной системе. Смелое решение Сергея Королева создать такую ракету сразу сняло множество нелегких вопросов, в частности относительно обеспечения высокой надежности бортовых систем и всего комплекса приборов и систем управления, поскольку можно было не бояться за их вес. Надежность ракеты обеспечивалась одновременным запуском всех двигателей на старте. Отпадали все сложности с запуском двигателя верхней степени на высоте в вакууме.

Сергея Королева постепенно начал осуществлять свою главную мечту освоение космоса. Уже первые ракеты его конструкторского бюро используются для полетов на высоту 100, 200 и 500 км с научной аппаратурой и животными. Геофизические ракеты дали большой научный материал для исследования верхних слоев атмосферы. Последующим этапом стал запуск искусственного спутника Земли, который предвестил начало космической эры. Следующие два спутника наметили две линии развития космонавтики: подготовку и осуществление полета кораблей с космонавтами на борту и отправку в космос автоматических приборов, вплоть до их посадки на другие небесные тела и возвращения на Землю. Это были два ответвления развития практической космонавтики, что надолго определили ее перспективы.

Лишь через два года после запуска первого искусственного спутника состоялось новое эпохальное событие. Достигнув второй космической скорости (11,2 км/с), автоматическая междупланетная станция «Эхо-1», выведенная третьей степенью ракеты «Восток», пройдя в начале января в 1959 г. вблизи Луны, стала первой искусственной планетой Солнечной системы. В сентябре того же года такая же станция впервые достигла поверхности Луны, а через несколько недель «Эхо-3» обогнула Луну, сфотографировала ее обратную сторону и передала радиоканалами эти снимки на Землю.

Но главным событием жизни Сергея Королева стал запуск в космос корабля «Восток» с Юрием Гагариным. Научная и техническая подготовка к этому полету началась с запуска на орбиту спутника Земли научно исследовательских кораблей с животными. Корабли автоматически спускались назад с орбиты спутника на Землю по команде с земли. Сергей Королев предусматривал практическое земное применение космонавтики. Первые спутники для ретрансляции радио, телевидения и телефонной связи – «Молнии», были разработаны еще в 1965 г. После этого появились «Метеоры» – спутники для наблюдения за атмосферой планеты. Практические задания космических полетов породили новые разделы наук.

В истории освоения космического пространства с именем Сергея Королева связана эпоха первых выдающихся достижений. Выдающееся организаторское умение и талант большого ученого дали ему возможность на протяжении ряда лет направлять работу многочисленных научно-исследовательских и конструкторских коллективов на решение комплексных задач. Научные и технические идеи Сергея Королева получили широкое приложение в ракетной и космической технике.

.