Архип Люлька

Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской, и Государственных премий СССР, генеральный конструктор авиационной техники, академик АН СССР. Архип Михайлович Люлька был для современников и останется для потомков лицом, несомненно, выдающейся в истории мировой авиации. Чрезвычайная инженерная интуиция, конструкторский талант, сделали его основателем нашей практической реактивной авиации.

Архип Люлька родился в с. Саварка Богуславского района Киевской области. По окончании средней школы учился в Белоцерковской профтехшколе, где получил специальность слесаря 5-го разряда. В 1926 г. Архип Михайлович Люлька успешно сдал вступительные экзамены и был зачтен на механический факультет Киевского политехнического института. Отметим, что знания молодого человека действительно поразили, потому что конкурс в КПИ в том году составлял 25 человек на одно место. Архип Люлька, учась в КПИ, получил не только обстоятельную теоретическую подготовку, но и практический опыт работы с двигателями на Харьковском паровозостроительном заводе и с паровыми турбинами на Ленинградском металлическом заводе.

Архип Люлька по завершении КПИ по специальности «паровые турбины» для продолжения учебы был направлен в аспирантуру Харьковского НИИ промышленной энергетики, а затем, для усовершенствования теоретических знаний и приобретения практического опыта – на Харьковский турбинный завод. 30-ые годы XX века стали настоящей эрой самолетостроения в СССР. В это время в Харьковском авиационном институте начали выполнять научно-исследовательские работы из разработки паротурбинных авиационных двигателей. Архип Люлька был привлечен к этим работам как специалист по паровым турбинам.

Инициативный, одаренный инженер быстро понял бесперспективность винтового паротурбинного двигателя и предложил разрабатывать реактивный газотурбинный. Из этого момента в отечественном авиамоторостроении началось создание для авиации газотурбинных турбореактивных двигателей (ТРД). Архип Люлька в 1941 году запатентовал двухконтурную схему турбореактивного двигателя – ТРДД, но на тот момент не было возможностей для ее практической реализации (это станет возможным только в 60-ые годы XX в.). Архип Люлька предложил двигатель, основанный на более простой одноконтурной схеме. Но и этот проект опередил свое время, не имея аналогов. Следует отметить, что и на сегодняшний день двухконтурная схема турбореактивного двигателя является главной схемой современных двигателей как военной, так и гражданской, авиации.

В 1938 г., профессор МВТУ и Военно-воздушной академии им. М.Е. Жуковского Уваров, который дал позитивную оценку разработкам А.М. Люльки. В 1940 г. был завершен проект одноконтурного турбореактивного двигателя РД-1, а в мае 1941 г. он был практически готов в металле, но начало Великой Отечественной войны сделало невозможными последующие работы. Архип Люлька вместе с группой авиамотористов была эвакуирован на Урал. Там, на Челябинском тракторном заводе Архип Михайлович Люлька проектировал и доводил воздухопроводы в танковых моторах.

Архип Люлька вернулся к своей работе только в 1944 г. в качестве руководителя одного из отделов, созданного по решению Государственного комитета обороны специализированного НИИ авиамотора. Заданием отделу было разработка ТРД с осевым компрессором, но значительно совершеннее, чем довоенный РД-1. Работа была завершена в 1945 г. созданием стендового варианта двигателя С-18, а в 1947 г. – двигателя ТР-1 тягой 1360 клс, который прошел летные испытания. В 1946 г. за успешные испытания первого отечественного турбореактивного двигателя ТР-1 коллектив КБ был награжден правительственными наградами. Архип Люлька удостоился ордена Трудового Красного Флага. Этот двигатель использовали в таких отечественных реактивных самолетах, как двухмоторный Су-11 (конструкция П.О. Сухого), двухмоторный И-222 (конструкция С.М. Алексеева), четырехмоторный Ил-22 (конструкция С.В. Илюшина). За участие в их создании Архип Люлька был награжден орденом Ленина.

Люлька Архип Михайлович успешно совмещал конструкторскую и научную работу с общественной деятельностью Его неоднократно избирали депутатом Верховного Совета СССР. В 1968 г. Архип Люлька был избран действительным членом Академии наук СССР, где он возглавлял комиссию газовых турбин Академии. Архип Михайлович Люлька умер в 1984 г. Новые ТРДФ внедрялись в авиацию уже без него. Имя Архипа Михайловича Люльки носят площадь в Москве и улица в Киеве, учебный класс в 5 корпусе КПИ, научно-производственное объединение ОАО «А. Люлька – Сатурн» (Москва). На доме, где конструктор жил в последнее время, установлена мемориальная доска. На территории предприятия, которым руководил Архип Михайлович, установлен его бюст. Основаны премия и стипендия имени Архипа Люльки.

.