Владимир Челомей

Путь в науку выдающегося ученого в отрасли механики и процессов управления, конструктора ракетно-космической техники, академика, действительного члена Международной академии астронавтики Владимира Николаевича Челомея, начался с обстоятельной теоретической подготовки в Киевском политехническом институте, а затем на моторостроительном факультете Киевского авиационного института им. К.Е. Ворошилова.

Владимир Челомей параллельно с учебой в институте слушал лекции таких выдающихся научных работников как академики УАН Д. Граве и М. Кравчук. Уже в этот период сказались разносторонние научные вкусы молодого человека – математический анализ, теория упругости и механика. Владимир Челомей больше всего интересовался механикой и теорией колебаний. Научная работа, начатая Владимиром Челомеем в студенческие годы, действительно блистала. В 1936 г. было опубликовано 6 статей молодого научного работника, а вообще за годы учебы в институте было выдано 20 его статей в сборниках «Труды КАИ».

Дипломная работа Владимира Челомея «Колебания в авиационных двигателях» была признана выдающейся, выполненной на уровне кандидатской диссертации. Владимир Челомей еще в период учебы проявил себя как квалифицирован инженер, который способен удачно применять приобретенные теоретические знания. Во время практики на Запорожском моторостроительном заводе им. П. Баранова он нашел причину поломок коленчатых валов в лицензионном французском поршневом авиадвигателе. По завершении КАИ Владимир Челомей работал в Институте математики АН УССР. В 1939 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Динамическая стойкость элементов авиационных конструкций».

Успехи молодого ученого были действительно значительными, что дало основания направить его к специальной докторантуре при Академии наук СССР. Владимиру Челомею утверждали тему диссертации и установили срок окончания работы над ней – 1 июня 1941 г. Диссертация была готова ранее установленного срока и защищена, но не утвержденная ВАКК из-за начала войны. Повторная защита состоялась в 1950 г. Владимир Челомей в период Великой Отечественной войны работал над созданием пульсирующего воздушно-реактивного двигателя в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) в м. Москве.

Владимир Челомей в 1944 г. начинает разрабатывать самолеты-снаряды – аналоги ФАУ-1, которая была на вооружении в немецкой армии. Но применены они не были. По завершении войны советские инженеры начали исследовать немецкую ракетную технику по тем остаткам, которые не успели вывезти американцы. Владимир Челомей также побывал в Германии, где ознакомился с материалами относительно ФАУ-1 и пришел к выводу, что его самолет-снаряд 10Х не только не хуже, но по некоторым показателям значительно лучше. В течение 10 лет было создано целое поколение крылатых «иксов»: 10Х, 10ХН, 14Х, 16Х.

Владимир Челомей продолжал работать с небольшим коллективом над крылатой ракетой, найдя нового заказчика – ВМФ. Уже в 1957 г. состоялся первый пуск КР П-5, которая стала базой для создания более чем десяти вариантов морских ракетных комплексов. В 1958 г. творческий коллектив Челомея творчески использовал собственный опыт при создании КР для разработки межконтинентальных баллистических ракет (с привлечением коллективов Мясищева и Сухого). УР-100, запущенный в 1969 г. и принятый на вооружение в 1970 г., – первого массового межконтинентального комплекса с высокими характеристиками. Одним из важных направлений работы коллектива который возглавлял В.М. Челомей, было создание космических систем.

Владимир Челомей создал серию тяжелых опытных автоматических станций «Протон» (1964-1968 гг.). их полеты стали новым этапом в освоении космоса. Его продолжение – пилотируемые орбитальные станции «Салют», из которых «Салют-2-3-5» созданные непосредственно гениальным ученым.

Академик Челомей прожил жизнь, которую действительно можно назвать тернистым путем к звездам. Выдающийся конструктор оставил по себе многогранное творческое наследство, создав уникальную боевую и космическую технику, которая и сегодня составляет конкуренцию зарубежным аналогам.

.