Антоний и Феодосий Печерские

Антоний и Феодосий Печерские

Основатели Киево-Печерской лавры, которой суждено было стать ведущим монастырем всех восточных славян, самые выдающиеся церковные деятели Киевской Руси, святые Антоний и Феодосий оставили неизгладимый след в духовном развитии нашего народа.

Преподобный Антоний Печерский родился в 983 г. в городе Любеч на черниговщине, имел светское имя Антипа. С детских лет посвятил себя богоугодным делам. На то время монашеская жизнь на Руси была еще мало известна. Поэтому юного Антипа отправился в греческую землю, которая славилась своими монастырями, и поселился на Святой горе Афон. Праведная жизнь афонских монахов произвела на юношу огромное впечатление и вскоре он принял постриг под именем Антоний. В 1013 г., по настоянию своего наставника, вернулся на Русь, чтобы содействовать там развитию монашеской жизни.

Прибыв в Киев, Антоний Печерский обошел все монашеские обители с целью избрать место, где бы смог поселиться. В столице на то время уже существовало несколько монастырей, основанных монахами-греками, но все они, по мнению Антония, были слишком комфортны. Ведь на Афони он привык к другому. Не желая мириться с безобразием, кровавым междоусобием, которое началось после смерти князя Владимира, преподобный Антоний Печерский возвращается на Афон. Однако в начале 30-х годов XI ст. он опять приехал в Киев. В это время на великокняжеском столе находился сын Владимира князь Ярослав Мудрый, который уважал церковные уставы и заботился о развитии церковной жизни на Руси.

Поиски достойного пристанища привели Антония к загородной княжеской резиденции Берестовое. Здесь, на живописной днепровской круче, он нашел оставленную Илларионом пещеру, в которой и поселился. В пещере Антоний проводил все время за молитвами и постом, довольствуясь сухим хлебом и водой. Скоро слава о праведном и мудром Антинии Печерском разошлась киевской землей, к нему начали приходить люди. Одни просили благословения, другие слушали установки и жили по его примеру. Впоследствии у него появились последователи. Они начали расширять пещерный монастырь, выкопали несколько келий и построили под землей небольшую церковь.

Вскоре Киево-Печерский монастырь, хотя и не имел на то время официальный статус, превратился в наибольшую духовную ячейку Киевской Руси. Здесь проживали также известные общественные и церковные деятели, в частности Никон, прежний митрополит Илларион. Слава Антония Печерского была настолько большой, что сын Ярослава Изяслав, который унаследовал в 1054 г. киевский престол, в первую очередь пришел к нему за благословлением. Он передал монахам Берестовую гору, на которой впоследствии и раскинулся Киево-Печерский монастырь.

В это время пришел к монастырю и благочестивый Феодосий. Антоний сначала отказался принять юношу к своей братии, ссылаясь на тяжелую жизнь в монастыре, лишенную всех радостей быта. Но Феодосий сумел убедить выдающегося аскета в серьезности своего решения. Наставничество и постриг двадцятилетнего юноши, которому суждено было прославить Печерский монастырь, было поручено блаженному Никону. За смиренную жизнь и высокую духовность Феодосий Печерский вскоре был висвячений в иеродиаконы, а затем и в иеромонахи, фактически стал правой рукой Антония.

Впоследствии отношения монастыря с властью стали напряженными. Непримиримость к злу, принципиальность аскета ставили Антония часто в оппозицию к великокняжеской власти. Первый конфликт возник в связи с постригом близкого к Изяславу молодого боярина Варлаама, принятого в монастырь против воли его родителей. Временами споры доходили до прямых угроз и притеснений. Не раз киевский князь угрожал наказать Антония Печерского и закрыть монастырь, но вынужденный был считаться с его популярностью.

Преподобный Антоний, отдавая преимущество уединенной аскетической жизни, в 1061 г. поставил над братией Варлаама, а сам выкопал себе отдельную пещерку на соседней горе. Вскоре здесь появилось еще несколько пещер. Так в Киево-Печерской лавре возник новый пещерный лабиринт, который позже достал название Ближних, или Антониевих, пещер — в отличие от старых, которые стали называться Дальними, или Феодосиевими.

Когда маленькая церковка не могла уже вмещать братию, преподобный Антоний Печерский благословил построить на. горе над пещерами церковь Успения Пресвятой Богородицы, чтобы монахи, продолжая жить в своих подземных кельях, могли осуществлять в ней богослужение. Успенский собор, заложенный в 1073 г. (построенный в 1078 г.), стал основой будущей Верхней Лавры, главным храмом Киево-Печерского монастыря.

Преподобный Антоний, хотя и был суровым аскетом, страстным молитвенником и целителем, не стоял в стороне политических событий, которые происходили в государстве. Когда в 1068 г. вспыхнуло восстания против Изяслава, вынужденного спасаться побегом за границу, Антоний Печерский поддержал восставших. Летом 1073 г. Антоний умер и был похоронен на территории Киево-Печерской лавры в своей пещере. После преподобного Антония большим светилом русской церкви и подвижником Киево-Печерской лавры был преподобный Феодосий.

Родился он в 1036 г. в городе Васильев (в настоящее время г. Васильков) около Киева. Еще с малолетства сторонился одногодков, чуждался детских игр и развлечений. Все свободное время посвящал молитве и посещал церковь, удивляя окружение своей набожностью и благочестием. Когда ему исполнилось 13 лет, умер отец. В соответствии с социальным положением отцов Феодосий должен был посвятить себя служебной карьере, зато он мечтал о монашеской жизни. Категорически отказался от ценного наряда и ходил в лохмотьях, как будто попрошайка. Покупал зерно и сам выпекал просвиры, которые потом приносил в дар церкви.

Все это не нравилось матери – женщине волевой и решительной. Она считала, что таким образом жизни Феодосий компрометирует и позорит семью. Феодосий Печерский несколько раз пытался сбежать из дома. Впервые он присоединился к паломникам, от которых наслушался рассказов об Иерусалиме и других святых местах Востока, но мать разыскала сына и вернула домой. Неудачной оказалась и вторая попытка, когда он тайно пошел к соседнему городу и поселился у священника. В третий раз юноша направился в Киев с твердым намерением стать монахом. Так он пришел к Киево-Печерскому монастырю, где в 1058 г. принял постриг. Впоследствии мать нашла его и там, долго и слезно умоляла сына вернуться к светской жизни, но в конце концов сама постриглась в монашки при монастыре Св. Николая в Киеве.

Став членом братии, Феодосий Печерский обнаружил способности во всех областях монашеской жизни. Часто ночью он раздевался по пояс и отдавал свое тело для болезненных укусов комаров, а днем занимался хозяйственным трудом, который требовал незаурядной физической силы и выносливости. На теле Феодосий Печерский носил жесткую, грубую одежду. Спал сидя, ел немного сухого хлеба и вареные овощи. Уже будучи игуменом, преподобный Феодосий не только не уменьшил свои подвижнические подвиги, но и преумножил их. Силы находил в молитве.

В период игуменства Феодосия усилилась связь Киево-Печерского монастыря с Византией. По его инициативе в монастыре был внедрен Студийский устав, который впоследствии стал нормой жизни для древнерусских монастырей. Этот чрезвычайно суровый устав регулировал жизнь монахов, определял устоявшийся и точный порядок церковных богослужений. Феодосий Печерский осуществил главное требование этого устава: устранил частную собственность и завести общее имущество для всех монахов. При его игуменстве на поверхности земли были возведены кельи для монахов, которые переселились туда из пещер, а в последних позже стали хоронить умерших.

Киево-Печерский монастырь начал превращаться в значительную культурную ячейку, чему немало способствовала деятельность самого игумена. Феодосий Печерский выдвинул идею духовного контроля над светской властью. Считал, что спастись может не каждый христианин, а лишь аскет, подвижник, или тот, за кого он вступится перед Богом своими молитвами. Он осуждал междоусобие между братьями Ярославичами, которые происходили в 60-70-х годах XI ст. В отличие от Антония, который поддерживал черниговского князя Святослава Ярославича, Феодосий Печерский был решительным сторонником Изяслава Ярославича. Он открыто осуждал Святослава, который 1073 г. лишил власти старшего брата и сам занял великокняжеский престол. Пытаясь задобрить праведного игумена, Святослав, посетил Киево-Печерский монастырь, сделал богатые пожертвования на строительство Успенского собора и подарил монастырю землю, которая принадлежала к угодьям княжеского села Берестовое.

Феодосий Печерский умер через год после смерти Антония в 1074 г., в сорокалетнем возрасте. Согласно завещанию, его похоронили в пещере под старым монастырем, которая достала название Феодосиевой. Церемония захоронения, которая происходила ночью, ярко описанная непосредственным участником того действа Нестором Летописцем, который в 1080-х годах составил «Житие Феодосия Печерского». В 1091 г. мощи были перенесены к Успенскому собору Киево-Печерского монастыря. В 1108 г. состоялась канонизация святого. Память о преподобных Антонии и Феодосие Печерских свято чтят Российская и Украинская православные церкви. Преподобный Антоний уважается как основоположник монашества на Руси, а преподобный Феодосий – как основатель упорядоченной монашеской жизни. Антоний стал основателем Киево-Печерского монастыря, а Феодосию удалось превратить его в центр древнерусской духовности.

.