Нестор Летописец

Нестор Летописец

Преподобный Нестор принадлежит к самым образованным людям Киевской Руси конца XI — началу XII ст. Нам мало известно о жизни и деятельности этого величайшего писателя и летописца. Знаем лишь, что родился он в 1056 г. В семнадцатилетнем возрасте пришел к Печерскому монастырю, где и провел основную часть своей жизни. Небольшой биографический факт дошел до нас в составленном им «Житии Феодосия Печерского», который не только приобщил Нестора «к стаду Феодосиева», но и принял его постриг и впоследствии возвел в сан диакона. Таким быстрым ростом при монастыре он был обязан в первую очередь своей учености. Кроме богословских знаний, Нестор Летописец имел исключительные способности к истории и литературе, в совершенстве владел греческим языком. Главным его послушничеством в монастыре стало книжное дело.

«Киево-Печерский патерик» удостоверяет большой авторитет Нестора Летописца среди монастырской братии. В этом источнике его имя появляется рядом с именами прославленных деятелей древнерусской культуры: Никона Литописця, Агапита Врача, Пимена Постника и др. Быть монахом совсем не значило отгородиться от мира. Студийский устав, внедренный в движении даже обязывал монахов учреждать библиотеки, учебные заведения, госпиталя, богадельни и другие структуры, целью которых было обеспечение всяческих общественных потребностей. Не был Нестор Летописец безразличным наблюдателем того, которое происходило в жизни вокруг него.

В конце XII ст. Нестор Летописец написал «Сказание о жизни и гибели блаженных Бориса и Глеба», где он осуждает войну между братьями и изображает яркую картину их мученической смерти. Но главным его произведением стала «Повесть временных лет» — самая выдающаяся достопримечательность древнерусской исторической литературы. Имя Нестора Летописца как составителя «Повести» названо в более позднем Хлебниковском списке этого произведения (XVI ст.), что вызывает определенные сомнения в авторстве Нестора. Но существуют и другие источники, подтверждающие его авторство. «Киево-Печерский патерик» среди монахов, которые жили в Печерском монастыре в XI ст., называет Нестора Летописца, «что написал летописец» (летопись). Этим «летописцем» могла быть лишь «Повесть временных лет». В тексте сохранились места, где летописец говорит от себя. Изучение таких мест дает возможность приписывать их именно Нестору Летописцу.

Летопись начинается словами, что и дали название всему его произведению: «Вот повесть временных лет, откуда есть пошла земля Руска, кто в Киеве начал первым княжить и как возникла Руска земля». «Повесть временных лет» создана в соответствии с канонами мировой средневековой историографии. В ее основе положен написанный в 1095 г. в Печерском монастыре так называемый Начальный свод, который начинался коротким сказом об основании Киева братьями-полянами Кием, Щеком и Хоривом.

Историю соседних с Русью народов Нестор Летописец воспроизвел на основании византийской хроники Георгия Амартола, а при написании истории восточных славян пользовался фольклорными источниками. Он пополнил сухие и короткие сведения о первых русских князьях живописными подробностями, заимствованными из народных переводов и песен. При этом Нестор Летописец критически относился к своим источникам: сравнивал разные версии относительно конкретных вопросов, отбрасывая те, которые казались ему порочными, и утверждал правдоподобные. Например, он отрицал легенду, за которой Кий был простым перевозчиком на Днепре, версию о киевском крещении Владимира, так называемую хронологию Иакова Мниха и тому подобное.

В «Повести временных лет» имеются важные документальные материалы – тексты договоров князей Олега, Игоря и Святослава, с греками, а также документы великокняжеского архива, которые дали возможность Нестору Летописцу реально воспроизвести политическую историю Давней Руси. В «Повести временных лет» вмещены такие литературные произведения, как «Наставление» Владимира Мономаха, сказ об ослеплении Василька Теребовлянского, а также византийских и западноевропейских достопримечательностях письменности.

Но главным в «Повести» является то, что это произведение, будучи хронологическим изложением исторических событий на Руси, в то же время отзывалось на болезненные социальные проблемы современной автору жизни. Нестор Летописец жил в сложное время, когда началось феодальное раздробление и князья окунулись в междоусобные войны. Нестор был свидетелем начальной стадии того процесса. На его глазах происходило грандиозное междоусобие 1078, 1096, 1097 лет. Эгоизму и корыстности князей и бояр, их пренебрежению государственным интересами автор противопоставляет идею восточнославянского единства, призывает народ Руси объединиться перед угрозой внешней опасности и защитить свою землю.

Следовательно, «Повести временных лет» — не бездушный отчет перед следующим поколением, а произведение писателя с эмоциональной одаренностью. Значительная часть ее героев еще была жива и так или иначе должна была реагировать на содержание произведения Нестора Летописца. Некоторые исследователи обвиняют автора «Повести временных лет» в том, что он был сторонником киевского князя Святополка Изяславича (1093-1113 гг.), всячески угодничал своему патрону и «лепил» из исторических фактов лишь то, которое было потому по нраву. Такая мысль не является безосновательной, но не следует обвинять Нестора. Как известно, летописание на Руси было поставлено на уровень государственного дела. И хотя летописи как правило создавались в монастырях, проходили они через княжескую канцелярию, а чаще заказчиками были сами князья.

Свое выдающееся произведение Нестор Летописец завершил в 1113 г. Это был результат почти двадцатилетнего ежедневного труда. Хроника событий в «Повестях временных лет» приведена до 1110 г. К сожалению, Несторова редакция «Повести» не сохранилась в первичном виде. После смерти Святополка Изяславича (в 1113 г.) на киевский стол взошел Владимир Мономах. Он вошел в конфликт с верхушкой монастыря и передал летописание к основанному его отцом Всеволодом Видубицкого монастыря. В 1116 г. видубицький игумен Сильвестр переделал заключительные статьи «Повести временных лет», положительно оценивая деятельность Владимира Мономаха, показав его мудрым князем, защитником Русской земли. Так появилась вторая редакция произведения.

В 1118 г. была создана третья редакция, которая и дошла до нашего времени. Заказчиком и, возможно, одним из авторов этой редакции был сын Мономаха, князь Мстислав. «Повесть временных лет» сохранилась во многих списках. Самые давние из них — Лаврентиивский (в 1377 г.) и Ипатиивский (начало XV ст.). Большинство ученых считают, что Нестор умер вскоре по завершении главного труда своей жизни, в 1113 г. Главная историческая заслуга Нестора Летописца заключается в том, что он создал историко-художественное произведение, которое не имеет аналоги в европейской средневековой историографии. Показал, что наш народ имеет свою историю, которой может гордиться.

.