Князь Кий

Князь Кий

Отвечая на вопрос «Откуда пошла земля Русская, кто в Киеве начал первым княжить?», автор «Повести временных лет» пишет: «Было трое братьев: один по имени Кий, второй, – Щек, а третий — Хорив, и сестра их — Лыбидь. Сидел Кий на горе, где в настоящее время подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая в настоящее время зовется Щекавицей, а Хорив — на третьей горе, от чего прозвалась она Хоревицей. И построили городок в честь брата их старшего, и назвали его Киев. И был около города лес и бор большой, и ловили там зверье. Были же они мужами мудрыми смышлеными и назывались полянами. Другие же, не ведая, говорили, будто Кий был перевозчиком, потому что тогда вокруг Киева перевоз был с той стороны Днепра. Поэтому говорили «на перевез, на Киев».

Этот рассказ помещен во вступлении в «Повесть временных лет» в цепи событий конца V-VI ст. Вот, собственно, и все, что рассказывает летописец XI ст. об основателе столицы древнерусского государства. Бесспорно, Кий принадлежит к наиболее загадочным и легендарным фигурам восточнославянской истории. Рассказ Нестора имеет выразительно фольклорный характер. Ведь князь Кий учредил Киев подобно тому, как Ромул — Рим, Кракус — Краков и тому подобное. А основание города, земли или народа, тремя братьями — наиболее распространен мотив в устном творчестве многих народов мира. Не случайно много ученых относились к историчности князя Кия скептически. В историографии XIX — начало XX ст. приобрела распространение теория «эпонимного» мифа, согласно которому летописный рассказ являет собой выдумку хрониста, который пытался объяснить возникновение названий киевских гор Щекавица и Хоревица и реки Лыбидь.

Летописцу, однако, был известен еще и другой миф об основателе Киева, который утверждал его простое происхождение: Кий был перевозчиком через Днепр, и от Днепровского перевоза город и достало свое название. Впрочем Нестор Летописец отбрасывает эту версию и как самое главное доказательство княжеского происхождения Кия наводит утверждение, что он ходил в Константинополь и большую честь принял от цесаря». Конечно, летописцу, который пытался отыскать начало государственности на Руси, могучий князь импонировал больше, чем простой лодочник. В последнее время ведущие историки также склонны считать Кия историческим лицом – военным вожаком, вождем племенной группы полян, которые жили на территории Среднего Поднепровья. Археологические исследования в Киеве обнаружили остатки укреплений и отдельные находки, которые дают возможность считать реальным существование здесь поселения уже в VI ст.

«Повесть временных лет» сообщает некоторые важные подробности политической биографии Кия. Находясь в Константинополе, он принял «большую честь от цесаря»; осуществил попытку закрепиться в Нижнем Подунавье и даже построил там опорный пункт – «городок Киевец». Однако острый конфликт с местными племенами разрушил его планы, заставил князя отойти в Среднее Поднепровье. Вряд ли Нестор имел под рукой какие-то письменные источники, вероятнее всего, он позаимствовал сказ о князе Кие из народного исторического перевода. Поэтому не удивительно, что летописец не знал ни имя византийского императора, ни даже приблизительных сведений о временах, за которых жил и действовал Кий.

У летописного перевода нашлась интересная параллель. В «Истории Тарона армянского автора Зеноба Глака, который писал в VIII ст., содержится подобная легенда. Там также действуют три брата — Куар, Ментей и Хореан, которые учредили в стране Палун на горах город, названный в честь старшего из братьев. Эта армянская легенда настолько точно отражает русскую, что можно считать ее заимствованной из Руси. Выходит, что уже в VII-VIII ст. славянская легенда об основателях Киева попала в Армению, где впоследствии была записана.

Исследование летописного перевода о Кие в контексте славяно-византийских отношений VI ст. дало возможность допустить, что принял Кий «большую честь» от императора Юстиниана ІІ (527-565 гг.). Именно в годы его правления происходит активное движение славянских племен на Балканы. Из произведений византийских историков VI — нач. VII ст. известно, что за царствование Юстиниана византийское правительство начало время от времени приглашать слов янских вождей с военными отрядами на службу, используя их прежде всего для защиты рубежей по Дунаю. Возможно, князь Кий принадлежал к тем вождям, которые служили Юстиниану в деле пограничной охраны.

Возможно, какие-то подробности политической биографии Кия поданы в достопримечательности византийской литературы «Чудеса Дмитрия Солунского», что отображает события первой половины VII ст. В этом произведении содержится сказ о том, как славянский вождь Кувер появился против тюрков-аварок, которые поработили его землю, и, испытав поражение, вместе с остатками войска достал убежище в Византии. Так же, как Кий, он посетил императора в Царгороди, получил от него бенефиций в районе Верхнего Дуная и построил там укрепление, которое летописи называют Киевцем. Впоследствии он сделал попытку заграбастать какие-то византийские владения и среди них богатый город Фессалоника (Солунь), который привел к столкновению с византийской администрацией. Как следствие он должен был оставить Подунавье.

В византийских текстах Кий выступает под именем Кувер. Языковеды убедительно доказывают, что славянское имя Кий происходит от «Кув» (Кци). Этимологически это имя связано со сроком «ковать». А слово «кий» в славянском языке означало «молот». Не имеется ли здесь на внимании божественный кузнец? Ведь Ки; в индоевропейских мифах был соратником бога-громовержца в борьбе со Змеем. Славянская легенда связывает возникновение Днепра с кузнецом, который победил Змея, который требовал человеческих жертв. Он запряг сваленного врага в соху и вспахал глубокую борозду, которой потек Днепр.

Следовательно, с одной стороны, Кий – герой, родоначальник полян, который лишь потом в сознании людей превратился в первого князя, основателя города; из другого – реальный правитель, один из вождей антов, что жил в конце V — в сер. VI ст. (по другой версии – в сер. VI — в нач. VII ст.). Однако, невзирая на противоречивость фигуры князя Кия, его имя неразрывно связано с историей основанного им города, который уже свыше 1500 лет красуется на склонах Днепра.

Требуется обслуживание твердотопливных котлов длительного горения? Звоните по +7 (499) 110-99-04. .